Людмила Макарова
Проект «Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе «Учимся быть внимательными»
▼ Скачать + Заказать документы
«Внимание, есть та дверь, которую не может
миновать ни одно слово ученья,
иначе оно не попадет в душу ребенка»
К. Д. Ушинский
Проект
Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе
«Учимся быть внимательными»
Вид проекта – познавательный.
Продолжительность проекта - 3 месяца (ноябрь-декабрь-январь).
Публикация «Проект „Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе „Учимся быть внимательными“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Участники проекта – педагоги, дети старшей группы, родители.
Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом ее качественное выполнение.
Внимание - важная сторона познавательной деятельности. Педагогу детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К. Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».
Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.
Актуальность проекта:
Особенности внимания детей дошкольного возраста с расстройством психического развития характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрацией. Это показатель того, что у детей с ОВЗ до 5 лет особенностью внимания является его непроизвольность, т. к. детей привлекают только яркие, запоминающиеся объекты.
Внимание - это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности школьника. Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители.
Его внимание чрезмерно эмоционально, он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено.
Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий, проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.
Объект проекта - развитие произвольного внимания дошкольника.
Предмет проекта - игровая деятельность дошкольников как средство развития произвольного внимания, дидактические игры
Цель проекта:
Коррекция нарушений деятельности с расстройством психической деятельности развития предполагает, помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий развитие внимания, т. е. обучение приемам произвольного запоминания.
Задачи проекта:
1. Проанализировать особенности развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста;
2. Развивать различные свойства внимания – концентрацию, устойчивость, переключаемость, распределяемость, объем.
3. Расширять круг представлений об окружающем, активизировать мыслительную деятельность, развивать все виды памяти – произвольную и непроизвольную.
4. Активизировать познавательную деятельность детей посредством усиления мотивации деятельности.
5. Выявить роль педагогов в развитии произвольного внимания дошкольника.
6. Разработать для родителей рекомендации, направленные на формирование элементов произвольного внимания дошкольника.
Участники проекта:
Дети, учитель – дефектолог, воспитатели, родители.
Роль родителей в реализации проекта:
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Предполагаемый результат:
Развитие произвольного (ПВ) внимания у детей с расстройством психического развития предполагает возникновение у ребенка познавательного мотива деятельности, развитие послепроизвольного внимания (ППВ) и, как результат, получение удовольствия от самого процесса, т. к. ему уже не приходится прилагать волевые усилия для сохранения внимания.
Подготовительный этап:
1. Изучение специальной литературы приложение № 1
1а Тесты на развитие внимания приложение № 1а
2. Школа для родителей «Как помочь ребёнку быть внимательным»
приложение № 2
3. Формирование слухового внимания у детей посредством
постепенного знакомства детей с развивающими играми.
Подбор дидактических игр по развитию внимания приложение № 3
4. Игры и упражнения на развитие разных видов внимания
приложение № 4
5. Игры на внимание карточки приложение № 5
6. Игры на развитие внимания приложение № 6
7. Консультация для родителей
«Как развить внимание у ребенка» приложение № 7
8. Рекомендации родителям по развитию
произвольного внимания приложение № 8
9. Роль внимания. Почему не говорит ребёнок приложение № 9
10. Советы родителям приложение № 9
Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана);
1. Изучая данную проблему, провела педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по развитию внимания в своей группе. В процессе обследования выявила уровень сформированности развития внимания по следующим показателям:
1. Тест “Найди несколько различий?”
Цель этой методики - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
2. Тест «Вставить изображения в геометрические фигуры»
3. Тест «Найди заплатку»
4. Тест «Найди дорожку»
5. Тест «Расставь точки».
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.
6. Тест «Найди всех птиц на дереве и сосчитай их»
По всем показателям тестов составила таблицу развития внимания. Выявили слабые стороны развития внимания детей группы для проведения последующей коррекционной работы. Приложение № 11
2. Дидактические игры с детьми.
3. Индивидуальные консультации с родителями.
4. В группе для заботливых родителей выложить игры для занятий дома.
Заключительный этап:
Школа для заботливых родителей. Фото мероприятия Приложение № 12 Занятие для родителей «Вот какой я внимательный» Приложение № 13
Цель: Цель открытых занятий - Максимальное включение родителей в учебно-воспитательный процесс. Родители присутствуют на открытых занятиях, на которых знакомятся с учебным процессом путем погружения в него. Каждому взрослому интересно, чем занимается его ребенок на занятиях, внимателен ли он, выполняет задание, отвечает на вопросы педагога? Кроме того, на открытых занятиях родители имеют возможность познакомиться с приёмами и методами работы каждого педагога, увидеть систему его работы. А после посещения занятий родители могут побеседовать с педагогом, задать интересующие вопросы. Открытые занятия способствуют укреплению связей родителей с педагогами, что особенно важно для сплочения коллектива педагогов родителей и детей.
Практическая значимость проекта:
Разработаны рекомендации по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.