Комарова Анна Викторовна
Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма
как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.»
Воспитатель: Комарова А. В.
2022г.
Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка отклонений, не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
У детей с ОВЗ гражданская позиция не воспитается сама по себе. В отличие от общеобразовательных школ в школах-интернатах для детей с ОВЗ наиболее важную роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.
Патриотическое воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, а особенно в коррекционных школах-интернатах, так как дети с ОВЗ — это сложный своеобразный контингент. Но как научить этому детей с ОВЗ, в какой форме лучше донести до них эти знания. Данный вопрос не раз задавал себе каждый из педагогов.
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
• чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
• уважительное отношение к языку своего народа;
• заботу об интересах Родины;
• осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
• проявление гражданских чувств;
• гордость за своё Отечество, за символы государства;
• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
• гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
При организации гражданско-патриотического воспитания у детей с ОВЗ можно выделить следующие методы:
1. Метод проекта - наиболее оптимальный способ решение данной проблемы. В процессе выполнения проектов происходит социализация личности школьника, который усваивает определённую систему знаний, норм, ценностей, ролей.
2. Методы формирования сознания личности:
* убеждение;
• внушение;
• классные часы и беседы;
• лекции;
• дискуссии;
• метод примера.
Постановка воспитанника в позицию полноправного участника процесса, т. е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
3. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения :
• педагогическое требование;
• требование коллектива;
• общественное мнение;
• поручение;
• метод – требование;
• создание воспитывающих ситуаций;
• коллективное творческое дело;
• метод проектов.
Необходимо создавать ситуации, в которых обучающийся упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества ( участие детей в общешкольных мероприятиях: соревнования, викторины, конкурсы, оформление стенгазет и др.). С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
4. Методы стимулирования деятельности и поведения:
• соревнование;
• викторины;
• поощрение;
• наказание;
• взаимовыручка;
• создание ситуации успеха.
Считается важным при работе с детьми с ОВЗ соблюдение следующих принципов:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное;
- принцип включения в деятельность.
Формы патриотического воспитания разнообразны и многочисленны.
*Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения учебных и воспитательных занятий.
* Культурно-досуговая работа: сетевое взаимодействие (посещение музеев (например музей в средней школе, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки).
*Формы, связанные с участием в создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников, монументов на местах знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др.
*Патриотическое воспитание осуществляется также в ходе проведения бесед, исторических лекториев и чтений, вечеров встреч с героями боевых действий, просмотром и обсуждением кинофильмов, телепередач по военно-патриотической тематике, экскурсий по местам боевой и трудовой славы.
Основные направления патриотического воспитания :
Краеведческое и поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной
культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению,
сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. д.
Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении родного
края, села, района, области.
Физкультурно-оздоровительное. Возрождение и развитие народных
спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между
детьми и коллективами.
Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от
негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких
видов растений; изучение природы родного края.
Трудовое. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание
потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе,
привитие принятых в обществе трудовых норм.
Семейное. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании
детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом
предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и
классного руководителя, изучение родословной, истории семьи. Таким образом, формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотическое воспитание помогает каждому ребёнку с ОВЗ осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.