Юлия Слаутина
Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Блокадный Ленинград»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга).
Задачи: познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт-Петербурга); формировать умение внимательно слушать и анализировать услышанное; развивать речь, внимание, память, мышление, любознательность, способность чувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к Родине, гордость за свой народ, бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.
Публикация «Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет „Блокадный Ленинград“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Ход занятия (с просмотром презентации):
2 слайд
Прослушивание 1 куплета песни «Вставай страна огромная»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём поётся в песне? (Ответы детей.)
Да, вы совершенно правы. Песня о войне.
Война – это очень страшно. В нашей стране было много войн, но самая жестокая война была с фашистами. Началась она тогда, когда еще не было ваших мам и пап, да и бабушки с дедушками еще не родились…
3 слайд
Воспитатель: Фашисты убивали людей, разрушали города, взрывали мосты.
Весь русский народ встал на защиту своей Родины. Как в песне, которую вы сейчас слушали.
4 слайд
Воспитатель: Фашисты очень хотели уничтожить город Ленинград (ныне Санк-Петербург). Этот красивейший город изначально строился как столица. Захватчики хотели, чтобы вместо сказочных дворцов, прекрасных храмов остались только камни и развалины, пыль и пепел, обгорелая земля и ни одного человека…
5 слайд
Воспитатель: Ленинград со всех сторон был окружён фашистами. В кольце блокады оказались дети, женщины, старики. Захватчики сбрасывали бомбы, вели стрельбу из пулемётов, танков по мирным жителям. В город нельзя было ни пройти, ни проехать. Невозможно было привезти еду, хлеб…
Настали страшные, голодные и холодные блокадные дни.
6 слайд
Воспитатель: Вот такой кусочек хлеба выдавали по специальной хлебной карточке на целый день (показать кусок хлеба весом 125 г.)
Блокадный хлеб – это хлеб, испечённый по специально разработанному рецепту.
Блокадный хлеб нельзя оценивать с точки зрения «вкусно/невкусно», одно его наличие – надежда на выживание в суровых условиях. Ведь больше никакой еды не было – только вода, за которой надо было идти на реку Неву.
7 слайд
Физминутка «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! развести руки в стороны перед собой
Пусть всегда буду я! прижать ладони к груди.
Пусть всегда поют песни! наклоны головы в стороны.
Пусть всегда будут танцы! «пружинки»
Пусть всегда будут птицы! руки в стороны, взмахи руками
Пусть всегда будет мир! хлопки над головой
8 слайд
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как жили дети в блокадном Ленинграде? (Ответы детей.)
Тогда послушайте воспоминания девочки Вали, когда началась война, ей шёл четвертый год. Она была как вы сейчас.
Её папа ушёл на фронт сражаться с фашистами, был зенитчиком. Мама устроилась работать на Кировский завод, ремонтировала танки, делала снаряды, а Валя оставалась дома одна на целый день, пока мама была на работе.
9 слайд
Воспитатель читает рассказ «Лист фикуса», написанный Валентиной Семенцовой.
Лист фикуса
Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название первого рассказа?
В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу.
У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось.
10 слайд
Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…
Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась.
11 слайд
Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут.
Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.
12 слайд
Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их.
Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно.
Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод…
13 слайд
Воспитатель: Ребята, вам жалко девочку? (Ответы детей.) Почему она ела листья фикуса? (Ответы детей.) Да, всё верно. Валя была голодная, поэтому она и ела листья. Мы с вами не голодаем, нам повезло, что мы живём в мирное время, едим хлеб, суп, кашу, сладости. Если бы мы жили в то время, то, наверное, как и она, тоже бы ели всё подряд, чтобы насытиться. А в листьях фикуса содержались витамины, благодаря которым девочка Валя и выжила, и написала об этом рассказ.
14 слайд
Воспитатель: Чтобы помочь городу, по льду Ладожского озера вот такие грузовики везли хлеб в Ленинград, а обратно увозили детей, больных и раненых.
15 слайд
Вся страна собрала силы для помощи родному городу. 27 января 1944 года было разорвано кольцо блокады! В город стала поступать еда, Ленинград стал оживать.
16 слайд
Воспитатель: Город получил звание города – героя.
Люди Ленинграда, вы – герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
(Наталья Алексеева)
Воспитатель: Ребята, помните, что когда-то этот город сражался, погибал, но не сдался врагу! Давайте и мы будем так же сильно любить, беречь свою Родину, гордиться её красотой и славными подвигами её героев!
Родителям воспитанников были розданы буклеты «По страницам блокадного Ленинграда».