МААМ-картинки

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт» (18 фото)

Юлия Слаутина
Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт»

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к народным праздникам и традициям.

Задачи: познакомить детей с русским народным праздником Масленица, её значением, символами, традициями; познакомить с народными играми; развивать непосредственного эмоциональное восприятие, речь, память, воображение, мышление, любознательность; воспитывать чувство радости от приходящей весны; воспитывать гражданские и патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к традициям русского народа, любовь к родному краю.

Темочки:

Ход занятия (с просмотром презентации):

2 слайд

Воспитатель: Масленица – это один из самых радостных и светлых праздников на Руси, который отмечается очень давно и празднуется целую неделю. Это весёлые проводы морозной снежной зимы и встреча весеннего солнца, пения птиц и цветение цветов. В городах, селах и деревнях устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски под задорные прибаутки, частушки, ярмарки с угощением блинами, соревнования. В конце праздника обязательно сжигают чучело Масленицы в знак того, что зима уходит и сменяется весенним теплом.

Фото «Масленица у ворот, за собой весну ведёт»

3 слайд

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, почему этот праздник назвали Масленицей? (Ответы детей.)

По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, которая жила на дальнем Севере. Она была дочерью Мороза и Метелицы.

Однажды группа людей забрели в эти места, и их замело снежной бурей. Они наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу. Девочка помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться, а потом неожиданно превратилась во взрослую румяную женщину и накормила гостей блинами, а также развеселила своими песнями и танцами. Народ веселился целую неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет - фото

4 слайд

Воспитатель: Во время празднования Масленицы хозяйки всю неделю пекут блины и угощают ими всех родных и гостей, которые приходят к ним в дом.

Ребята, вы хотите узнать, почему на Масленицу пекут блины? (Ответы детей.)

Блины символизируют круглое, большое, тёплое солнышко. Именно его народ зазывает, провожая зиму. Люди с удовольствием пекут сладкое угощение, чтобы задобрить или другими словами «умаслить» солнце, которое должно подарить радостную весть и одарить мир ярким весенним светом.

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

5 слайд

Воспитатель: Раньше, в масленицу проходили ежедневные мероприятия. Каждый день был, как отдельный праздник, свои обряды и обычаи.

В первый день – понедельник, масленицу встречали. Люди делали чучело Зимы, наряжали в старую одежду, катали её на санях, а после ставили на гору, с которой позже сами катались. Хозяюшки принимались печь блины. Первым блином обязательно угощали бедных.

6 слайд

Воспитатель: На второй день, во вторник, молодые люди ходили по домам и выбирали себе невест. В этот день все могли посмотреть на представление дрессированного русского медведя. Люди, в масках и красивой традиционной одежде, устраивали конкурсы, показывали кукольный театр.

7 слайд

Воспитатель: В третий день, среду в каждом доме накрывали большой стол с угощениями. Зятья навещали тёщ. На улице появлялись торговые палатки, где продавали сладости, выпечку и пряности.

8 слайд

Воспитатель: На четвертый день, в четверг, люди активнее принимали участие в различных конкурсах. С этого дня начиналась Широкая Масленица. Блины пекли рекой.

Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья. Люди катались с горок, на качелях и каруселях, устраивали веселые катания на лошадях, в санях, играли в снежки, водили хороводы, пели песни, играли в народные игры.

Давайте и мы с вами поиграем.

1. Подвижная игра «Карусель».

Цель: укреплять здоровье детей; учить детей водить хоровод; развивать равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус; воспитывать интерес к народным подвижным играм со сверстниками, эмоционально-положительное отношение к игровой культуре.

Описание: Дети встают в круг и перемещаются по кругу в разном темпе, согласно словам известной песенки:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Фото №1 Цель приобщение детей младшего дошкольного возраста к народным праздникам и традициям

2. Игра «Масленичные горелки».

Цель: укреплять здоровье детей; учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов; развивать у детей быстроту движений, ловкость; воспитывать интерес к народным подвижным играм, дружелюбие, эмоционально-положительное отношение к народному фольклору.

Описание: В начале игры дети образуют «ручеёк» – становятся по парам в колонну, берутся за руки и поднимают их. По считалке выбирается ловишка, который встает в конце колонны, за линию, проведенную на расстоянии 2-3 шагов от колонны.

Дети хором произносят слова песни «Гори, гори ясно!»:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

– Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

С окончанием слов, пара, стоящая в самом конце, бежит вперёд вдоль колонны (один – справа, другой – слева, стремясь добежать до начала колонны и взяться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если ловишка успел это сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

ВСЕ материалы на весеннюю тему Конспекты занятий Все конспекты Масленица Конспекты занятий для детей Масленица Русский народный праздник Младшая группа Нравственно патриотическое воспитание Патриотическое воспитание

3. Игра «Метание валенка».

Цель: укреплять здоровье детей; приобщать детей к народной культуре и культуре народов России; учить детей соблюдать правила игры, справедливо и честно оценивать в игре свои результаты и сверстников; развивать координацию движений, мышечный тонус, меткость; воспитывать интерес к традициям русского народа, игровой культуре.

Описание: Выходят двое соперников и начинают бросать валенок. Чей валенок улетит дальше, тот выигрывает и продолжает состязание. Проигравший выбывает. После первого тура половина участников отсеивается, а оставшиеся продолжают играть, опять в паре кидая валенки. Таким образом, останется только один! Он и будет объявлен победителем.

Это весёлые проводы морозной снежной зимы и встреча весеннего солнца пения птиц и цветение цветов В городах селах и деревнях устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках уличные игры песни пляски под задорные прибаутки частушки ярмарки с угощением блинами соревнования В конце праздника обязательно сжигают чучело Конспекты занятий для детей Масленицы в знак того что зима уходит и сменяется весенним теплом слайд Воспитатель Ребята а вы хотите узнать почему этот праздник назвали Масленицей Ответы детей По одной из древних легенд Масленица это имя маленькой девочки которая жила на дальнем Севере

4. Игра «Как во нашем во дому».

Цель: укреплять здоровье детей; учить детей водить хоровод; развивать двигательные качества, выполнять движения согласно тексту; воспитывать интерес к истории и культуре страны, желание играть в народные подвижные игры со сверстниками.

Описание: Дети встают в круг, берутся за руки, ходят и ритмично говорят:

Как во нашем во дому

Печка истоплённая,

Блины испечённые,

Каравай состряпанный.

Далее движения согласно тексту:

Эдакий уууузенький! сойтись в узкий круг

Эдакий ниииизенький! сесть на корточки

Эдакий широооокий! сделать широкий круг, не отпуская рук

Эдакий высоооокий! высоко поднять руки вверх, встать на носки

Фото №2 Она была дочерью Мороза и Метелицы Фото №3 Однажды группа людей забрели в эти места и их замело снежной бурей Фото №4 Они наверняка погибли если бы не встретили маленькую Масленицу Фото №5 Девочка помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться а потом неожиданно превратилась во взрослую румяную женщину и накормила гостей блинами а также развеселила своими песнями и танцами

9 слайд

Воспитатель: Пятый день традиционно проводился в тесном семейном кругу с близкими людьми. Масленица в пятницу занятна тем, что зятю, например вашему папе, полагалось не только позвать тещу, т. е. маму мамы, к себе в дом, но и угостить почетную гостью блинами, которые он приготовил сам.

В субботу жены, т. е. мамы, звали в гости родственников своих мужей, ваших пап.

10 слайд

Воспитатель: Последний день масленичной недели, воскресенье, называют Прощеным. Этот день является не только окончанием Масленицы, но и символом прощения, когда люди завершали праздник и по традиции просили извинения друг у друга.

Всё, что осталось от праздника, нужно было доесть или раздать бедным.

Главной традицией являлось сжигание зимнего чучела, как символа прощания с зимой и встреча весны.

11 слайд

Воспитатель: Многие масленичные традиции сохранились и до наших дней. Недаром масленица является одним из самых веселых народных гуляний!

Спасибо большое за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Маленькая ложь за собой большую ведёт» по произведению Н. Носова «Леденец»Конспект занятия «Маленькая ложь за собой большую ведёт» по произведению Н. Носова «Леденец» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет (по произведению Н. Носов «Леденец»). Используемая технология:.

«Масленица пришла — весну за собой привела!» — фотоотчёт«Масленица пришла — весну за собой привела!» — фотоотчёт Каждый год в нашем детском саду Масленицу встречают по-разному. Дети и конечно родители с нетерпением ждут очередного сюрприза. Чучело.

Фотоотчет «Как у наших у ворот Масленица широкая идет!»Фотоотчет «Как у наших у ворот Масленица широкая идет!» В нашем детском саду прошла Масленица. Все с нетерпением готовились к ней. Изучали историю праздника, играли в народные и подвижные игры,.

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Здравствуй, Масленица»Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Здравствуй, Масленица» Цель: систематизация знаний детей о праздниках и обычаях русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: -обобщение знаний о проведении.

Конспект тематического занятия «Масленица» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект тематического занятия «Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для закрепления знаний о русских народных праздниках, о празднике - масленица. Задачи: -Воспитывать интерес и любовь.

Конспект занятия по основам робототехники «Пингвин»Конспект занятия по основам робототехники «Пингвин» Цель: формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Блокадный Ленинград»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Блокадный Ленинград» Цель: ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга).

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Мы разные, но мы вместе»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Мы разные, но мы вместе» Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес и уважение друг к другу; развивать речь, внимание, память, мышление, любознательность;.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «День народного единства»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «День народного единства» Цель: расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей возникновения Дня народного единства; углублять знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт»
Опубликовано: 6 марта 2024 в 17:31
+338Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Слаутина (УИ 30638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД