Елена Дубровина
Развитие творческого воображения и словесно-логического мышления у детей методами ТРИЗ — технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приёмов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать истину, он должен учить ребёнка самому искать её. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ.
Публикация «Развитие творческого воображения и словесно-логического мышления у детей методами ТРИЗ — технологий» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Следует отметить, что технология ТРИЗ обучает творческой педагогике не только ребёнка, но и воспитателя. Как правило, дети с самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, история колеса и т. п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать - это значит решать противоречия. Невозможно описать все методы и приёмы ТРИЗ, но можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлечённости.
Используя в своей работе различные ТРИЗ – технологии, я убедилась в том, что решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию таких умственных способностей: логика, рассуждение и действие, гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, пространственные представления. Не нужно ждать, когда ребёнок пойдет в школу, чтобы развить у него логическое мышление. Каждый, безусловно, рождается с определёнными способностями и талантами, но в наших руках научить ребёнка мыслить логически. Работая много лет в области формирования у ребёнка логического мышления и творческого воображения в различных образовательных областях в соответствии с требованиями ФГОС.
Одним из условий развития логики ребёнка является формирование речи ребёнка как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений, закреплённые в словах. Для этого у нас подобрана картотека речевых игр. Дети с удовольствием играют в «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Часть и целое», «Логические концовки», «Что лишнее?» и др.
Практика показала, что речь ребёнка является неотъемлемым фактором развития и творческого мышления, и воображения. Здесь отлично срабатывает один из интересных приёмов ТРИЗ – символические аналогии. Они могут быть словесные или графические. С детьми проводятся задания – игры, связанные с символами. Например, зарисовка сказки с помощью символов. Эта технология способствует обогащению воображения, умению обнаружить скрытые закономерности и связи, а так же мыслить нестандартными образами. • Развитие речи детей через ТРИЗ - технологию.
• I этап - Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
• Цель II этапа - развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).
Задачи:
• Развивать связную и диалогическую речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).
• Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Играли с детьми в игру «Заколдуем слова». На листочках нарисованы 5 клеток, в которых нужно заколдовать животных. Медленно произношу слова, а дети изображают карандашом нужные символы (волк, лиса, кошка, ёж, собака, в клетках появляются символы. Этому приёму я уделяю особое внимание. Он служит не только для расширения ассоциативного словаря, развитию логического мышления и памяти, но и способствует развитию связной речи (т. к. дети должны объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке, развитию мелкой моторики (т. к. необходимо быстро схематически изобразить его).
Интересным приёмом мнемотехники на мой взгляд является и пиктограмма - рисунчатое письмо. Её отличие от мнемотаблицы в том, что она рисуется взрослым (в дальнейшем детьми) одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения.
Читаемый детям стишок рисую по ходу чтения. При этом использую знакомые детям символы. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, и дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по – одному, по желанию. Таблицу – рисунок оставляю на видном месте, в групповой комнате в течение нескольких дней. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволило повысить компетентность детей в умении пользоваться ими и эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию и воспроизводить её.
Когда этот материал освоен, предлагаю детям составить мнемотаблицу по лексической теме самостоятельно.
При обучении составлению рассказов – описаний на занятиях использовала сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (первоначально схема составляется в ходе обследования предмета, позже дети работают по готовому плану – мнемотаблице).
Затем таблицу преобразовала в пособие, которое мы с детьми назвали "Расскажи о предмете". Пособие позволяет не только составлять полный описательный рассказ о предмете, но и обучает отгадыванию загадок – описаний.