МААМ-картинки

Развитие художественно-творческих способностей воспитанников

Наталья Булгакова
Развитие художественно-творческих способностей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда

он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества. Без этого он - засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский.

Почему же направление «художественно -эстетическое развитие ребенка» должно стать приоритетным в любом ДОУ? Это неслучайно: познание ребенком мира осуществляется эмоционально - практически, окружающее будет чувства и воображение, подталкивает к познанию, действию, творчеству. Эмоциональные переживания, вызванные искусством, способны творить чудеса : они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания. Акцент на творческое художественно -эстетическое воспитание детей в течении 4-5 лет их пребывания в детском саду дает свои результаты: к моменту перехода в школу воспитанники достигают высокого уровня умственного развития, творческого воображения и как следствие высокого уровня художественно - эстетического развития. Деятельность дошкольного учреждения направлена на интеграцию, взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, взаимосвязь всего педагогического процесса. Эта работа не изолирована. В виде отдельных элементов она вплетена в каждое занятие наряду с такими задачами, как развитие речи, знакомство с окружающим, нравственное воспитание и др. Абсолютно на каждом занятии в любой возрастной группе может идти решение таких вопросов:

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей воспитанников» размещена в разделах

Как любое познавательное занятие в большей степени обогатить эмоционально, пропустить через себя, т. е. максимально приблизить к познавательным процессам дошкольника?

Как развивая и воспитывая ребенка, не подавить его индивидуальность, личностную неповторимость?

Как при воспитании эстетического отношения, научить видеть не только внешние стороны окружающего мира, но и его внутреннего состояния, настроения, характера?

Что же такое детское творчество? Это творчество дошкольника как создание им субъективно нового продукта (рисунки, лепка, рассказы, танцы, песенки, игры, придумывание различных вариантов, добавление к известному новых деталей, проявление инициативы. При этом акцент делается не на продукте, а на самом процессе творческой деятельности ребенка.

Традиционно можно выделить следующие средства эстетического воспитания : все виды искусства, окружающая жизнь, включая природу; художественно -творческая деятельность.

Основная цель работы: Раскрытие интеллектуального, творческого и индивидуально - личностного потенциала дошкольников в творческой и художественно - эстетической деятельности, которая понимается как средство интеграции индивидуального опыта и навыков детей, полученных ими в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии, наблюдения ит. д.) Художественно - эстетическое воспитание и творческое развитие тесно взаимосвязаны. Творчество не может строиться на пустом месте. Чтобы добиться богатого творческого воображения нужен огромный запас теоретических и практических знаний. На основе которых ребенок преобразовывает, комбинирует, придумывает различные варианты, добавляет к известному новые детали. Поэтому в ходе педагогической деятельности в дошкольном учреждении идет постоянное накопление, углубление этих знаний. Прочувствовав, пропустив через себя, владея различными приемами художественного изображения дети полно и точно могут передать различные образы и предметы. Как уже известно, творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, навыки умения, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.

Как же должен осуществляется процесс интеграции в ДОУ? Воздействовать на ребенка можно по разному, самое главное педагогу самому владеть огромным запасом знаний и желания поделиться этими знаниями с детьми. Педагоги, работая по проблеме экологического воспитания ребенка, обогащают воспитанников знаниями и правилами поведения в природе. Поэтому и вся работа по творческому развитию, художественно - эстетическому воспитанию строится на «экологическом» материале.

1-й этап. «Как нарисовать картину не карандашом и кистью, а словами» Здесь воспитатели должны обогащать знания детей различными литературными художественными картинами, описаниями, сравнениями. Художественные рассказы, сказки о растениях и животных помогают детям увидеть не только внешнюю сторону предмета или явления, но и его внутренний мир и характер. Поэтический образ вначале сравнивается с наглядным (фотографии, картинки, рисунки). Дети рассуждают почему так называют березку- белой красавицей, могучий дуб - богатырь и т. д.

Здесь могут помочь и энциклопедические знания. Воспитатели в различных формах работы с детьми дают знания об образе жизни, о характере животных и повадках, о способах и местах произрастания и обитания и т. д.

Конечно же у детей все получится не сразу. На возникающие у детей трудности на помощь приходят педагоги: показывают картинки, характеризующие этот предмет, его действия, разыгрывают игры «Какая она?», «Что делает?», «На что похожа?» Так дети легко находят сравнения. Например: одуванчик - цветок, но съедобный, желтый как солнышко, но не печет, никого не боится, но прячется на ночь и т. д. или солнечный зайчик - он быстр как ветер, ярок, как лучик фонарика, неуловимый как ветер, игривый, как маленький котенок и т. д. Различные конкурсы — викторины по экологической тематике помогают детям быстро ориентироваться в знаниях, дать правильный ответ или сделать какое- либо умозаключение. Дети могут ответить на такие вопросы как : «Почему листья желтеют?», или «Зачем береза поднимает 20 ведер воды на шестой этаж», «Зачем растения вывешивают «флаги»?» и т. д.

На 2-м этапе работы «Художники сами - рисуем словами» Дети сами могут провести сравнение «Чем похожи дуб и баран?» или «Почему птиц называют «сажателями» леса?». И конечно же заключительной работой здесь является самостоятельное составление детьми загадок. Где они учатся описывать словами, составлять поэтические картины, обращая внимание даже на самое скрытое от глаз. :•

Воспитатель показывает детям картину, а дети сами уже продумывают, какими «красками» - словами можно написать эту картину, отвечают на вопросы : «Какая?» или «Что делает?», «На что похожа?», «Чем отличается?». Конечно же слушают большое количество народных загадок и сравнивают свои слова - образы с теми что придумал народ.

3 этап работы «Пусть все что в мире живет, к нам в загадку попадет!» Здесь дети уже самостоятельно могут придумывать загадки друг другу о различных предметах и явлениях живой и неживой природы.

Конечно же взаимосвязь воспитателей с педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности помогает добиваться больших результатов в развитии художественно — творческих способностей воспитанников. Так на занятиях по изобразительной деятельности различными техниками и способами изображения воспитанники создают «уникальные» работы.

Работая над развитием творческого воображения можно широко использовать технологию ТРИЗ, где все занятия направлены на развитие у детей сообразительности, на сочинение чего - то нового, необычного, непривычного. Использование различных инновационных методов и приемов (технология «моделирования», «экспериментирование», игра «Наоборот», метод «Снежного кома», прием «уменьшения», «дробления», «Оживления», «Противоречия», «нравится - не нравится» и т. д.) Постоянное использование в воспитательно — образовательном процессе нестандартного оборудования «Кольца Лулия», «системного оператора», геометрические схемы - модели, и т. д. повышает у детей интерес к занятиям, активизирует мышление и воображение. В результате плодотворной работы в детях формируется творческое начало, что проявляется в умении решать нестандартные задачи, сочинять сказки, фантазировать. Реализовывая авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» в ДОУ, работу по развитию художественно — творческих способностей воспитанников можно построить полно, глубоко и разносторонне. К примеру, тему моря прорабатывать не вообще, а конкретизировано — море Черное с загорелыми человечками на пляже, море Красное с аквалангистами, изучающими богатую флору и фауну, море Белое с полярным сиянием и белым медведем. Тематические двусторонние плакаты помогают не только познакомиться с окружающим миром, экологией, экосистемами, но и сделать это собственными руками из огромного количества различных материалов. А незавершенные композиции могут помочь педагогу установить взаимосвязь между родителями и детьми, (родители создают основу, а дети потом уже на занятиях изготавливают заканчивают плакат). Тем самым проявляется творчество не только детей, но и их родителей. Происходит совместное сотворчество, родители принимают активное участие в педагогическом процессе. Здесь можно варьировать как традиционные техники и методы, так и нетрадиционные. Педагог работая с детьми, никогда не должна давать готового образца. Только вместе с детьми ищется способ изображения звездного ночного неба и полупрозрачного воздушного одуванчика, праздничного салюта и пестрого цветочного луга, мохнатой взъерошенной кошки и ласковых теплых лучей солнышка. И тогда творчество и художественно —эстетическое развитие может почувствоваться во всем: в неповторимости каждой работы, в постоянном поиске нового изображения, в усовершенствовании уже хорошо закрепленных умений.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детейХудожественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности»).

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников средствами тестопластики Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников средствами тестопластики. Актуальность В современных условиях общества вопрос.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей воспитанников
Опубликовано: 4 июня 2015 в 14:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественно-творческих способностей воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Булгакова (УИ 208932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД