александра агачкина
Развитие творческих способностей дошкольников в художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие способности необходимо развивать у ребёнка с раннего детства. Конечно, ребёнок, в силу своего возраста не способен придумать что-то новое, необычное для человечества. Но способность творить, мыслить творчески, необходима каждому, чтобы функционировать как личность. Значительное влияние на развитие творческих способностей оказывает художественная деятельность. Природой заложено, что у человека все органы чувств находятся в гармонии. Он чувствует красоту в природе, творит, а значит, гармонично развивается. Это объясняется тем, что процесс творчества неразрывно связан со всеми психическими познавательными процессами: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в художественной деятельности» размещена в разделах
Практически все дети испытывают потребность рисовать. Кроме того, художественная деятельность включает различные виды деятельности - познавательную, преобразовательную, оценочную, коммуникативную и т. д. Поэтому я организую педагогическую деятельность таким образом, чтобы художественная деятельность ребёнка непосредственно оказывала влияние на развитие его творческих способностей. При этом, я учитываю некоторые важные положения:
Во первых, ведущей деятельностью (по Выготскому) у дошкольника является игра. Поэтому я инициирую и поддерживаю стремление дошкольников отразить впечатления и представления в разнообразных играх. В работе использую игры:
- сенсорные игры («Цвет и форма», «Рисование по опорным точкам», «Угадай, что спрятано», «Чудесный мешочек» и т. д)
-дидактические игры («Больше-меньше», «Фотограф и заяц», «Радуга», «На что похоже», «Дружные краски», с т. д.);
- художественно-развивающие игры («Подбери краски, которые использовал художник в своей картине», «Убери лишнюю», «Художник-реставратор», «Составь букет», и т. д.)
- творческие игры («Дорисуй», «На что похоже», «Рисуем в четыре руки», и т. д.)
Во-вторых, творчество-это преодоление стереотипов. Нельзя навязывать ребёнку своё видение окружающего. Окружающая действительность богата и разнообразна. Поэтому ребёнку необходимо показать окружающий мир во всём его многообразии. С этой целью я предлагаю детям различные упражнения и показ многообразия вариантов изображения какого- либо объекта. Начинаю с самого простого, например с солнышка. Большинство взрослых людей рисуют стереотипно, то-есть, так как их научили в детстве: солнышко с лучиками в уголке рисунка, дом с крылечком и труба на крыше, из которой идёт дым. Стереотипы губят творчество, я в этом уверенна. Поэтому свою работу строю по принципу многообразия изображений, не навязывая ребёнку своё видение окружающего. Я считаю необходимым дать ребёнку свободу действий в выражении своих мыслей, своего видения. Ведь тоже самое солнышко может быть и круглым и квадратным и многоугольным и спиралевидным, и т. д.
В-третьих, чтобы творить, мыслить необычно, креативно, ребёнку необходим опыт, то есть «багаж» знаний, умений, навыков, которые он может самостоятельно применить в творческом процессе. Я считаю, что основу этого «багажа» составляют знания о языке изобразительного искусства и его компонентах, а также знакомство с различными изобразительными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, акриловые краски, и т. д, и технические приёмы работы этими материалами с использованием нетрадиционных инструментов, и технических приёмов. На занятиях я знакомлю детей с такими техническими приё мами как: оттиск пенопластом, мятой бумагой, листьями, перьями, рисование ладошкой и пальцами. Так же мы рисуем пластилином, воском, клеем, объёмными контурами, солью, манной крупой и т. д. Это очень интересно и доступно детям дошкольного возраста.
Активно в свою педагогическую деятельность я включаю сказочных персонажей, аудиозаписи с голосами героев сказок, музыкальные произведения и сюрпризные моменты. Это погружает ребёнка в мир фантазий и стимулирует развитие образного мышления и творческую активность.