Елена Федотова
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО-деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Современное дошкольное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития ребёнка, начиная с раннего возраста.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО-деятельности в соответствии с требованиями ФГОС » размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. «Рисование,- отмечает Л. С. Выготский-является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. Освоение возможностей изображения имеет для ребё нка особое значение: в нём объединяются главные проявления его творческой индивидуальности - эмоциональное, интеллектуальное, и деятельностное (практическое)».
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изодеятельностью требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Учитывая важность развития творческих способностей в раннем возрасте, необходимо использование в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса.
Для достижения цели ставим следующие задачи:
1. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства. Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы,и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме.
Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».