Татьяна Зайцева-Крылова
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Крылова Т. А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №106 Невского района
Санкт-Петербурга
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире : технология работы в соответствии с требованиями ФГОС
Мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Видение ребенком предметного и социального мира должно быть единым и целостным.
Публикация «Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организовывать такие мероприятия для детей, в процессе которой они сами делают "открытия", узнают что-то новое путем решения проблемы. Важно также научить ребенка способности видеть мир с точки зрения другого человека, преодолевать детский эгоцентризм.
Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней. Дошкольный период важен для развития познавательной деятельности, что выражается в форме поисково-исследовательской деятельности, направленной на «открытие новых горизонтов», которые развивают продуктивные формы мышления.
Моя основная цель - усовершенствовать систему работы по развитию познавательной активности детей через формирование представлений о мире у детей дошкольного возраста.
Особенности направления:
1. Изучение мира основано на эмпирическом (жизненном) опыте ребенка, который помогает быстро установить связь между существующими знаниями и новой информацией. (Ребята, где вы слышали об этом, знаете об этом).
2. Одним из важнейших методов обучения является игра. (В основном я стараюсь использовать сюжетные игры, так как в них больше возможностей для развития творчества, воображения, мышления. А в дидактической игре ребенок действует только в рамках определенных правил.)
3. Процесс изучения мира тесно связан с чувственным восприятием ребенка, что обогащает чувственный опыт, удовлетворяет потребность в сенсорных знаниях. Развитие способности к децентризму (занять позицию другого.) Например: какие звуки, запахи сейчас пропали, а летом мы их слышали, чувствовали? Или метод децентрализации, например, я говорю: представьте себя на месте цветка, который стоит на подоконнике под палящими лучами солнца. Что ты чувствуешь? Или первый подснежник выглядывал из-под снега, что он видел? Дети начинают творить, размышлять, фантазировать.
Познавательная деятельность должна опираться на технологии развивающего обучения. Организуя НОД, я опираюсь на взаимодействие с детьми, создаю позитивный эмоциональный фон, поэтому мои методы и приемы доступны и просты, творческое восприятие, стимулируют интерес детей, желание отвечать на вопросы и задавать их. С ответами может быть медленным, они находятся в процессе наблюдения, проведение опытов, чтения, экспериментирования, бесед, и чем активнее методы и приемы обучения, тем выше уровень познавательной активности.
Знания, которые мы даем детям, должны быть актуальными - соответствовать возрастным характеристикам детей, помогать им шире взаимодействовать с окружающим миром. На занятиях и в других мероприятиях я использую следующие этапы в процессе познания мира.
1. Поощрение вашего ребенка, чтобы быть активным
2. Поиск смысла происходящих изменений через диалог, дискуссию.
3. Жизненные отношения к объекту познания в производственной деятельности.
Еще одним важным условием формирования познавательной активности у дошкольников является развивающаяся среда. В группе детского сада создаю такие условия, которые позволяют развивать познавательную деятельность в окружающем мире.
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что произошли существенные изменения в способности опираться на знания об особенностях субъектов в постановке вопросов, которых не наблюдалось в начале нашей работы. На 46% увеличилось количество детей, которые проявляют желание выявить все признаки предмета, когда угадал это. 60% детей могут осуществлять классификацию объектов техногенного и природного мира.
Я очень хочу, чтобы все эти качества и способности дети не теряли, и чтобы они помогали им стать в будущем успешными и востребованными людьми нашего современного общества.