Ольга Прокофьева
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС: деятельность музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Ни одно из искусств не обладает такой действенной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека. А дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребёнка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса. Научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, приобщить к удивительному и прекрасному миру музыки и наслаждаться им, развивать его музыкально-творческие способности – задача музыкального руководителя.
Публикация «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС: деятельность музыкального руководителя» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Звуковая среда, в которой находятся наши дети, - важное средство эстетического воспитания. Я стараюсь создать потребность постоянного общения с прекрасной музыкой, которой буквально насыщена «музыкальная» жизнь наших ребят. Записи классической, народной, современной музыки я использую для слушания, при разучивании танцевальных композиций, для развития творческого мышления. Детский сад приобрёл множество дисков, например, с музыкальными и немузыкальными звуками, которые развивают слуховое внимание и память, умение выделять различные качества звуков и сравнивать их. Также, диски с ритмопластикой, плюсовые и минусовые фонограммы. Работа под фонограммы даёт возможность наблюдать за каждым ребёнком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать собственным показом. Яркая, живая музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребёнку, показать, на что он способен. Если музыка нравится, у детей возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально выплёскивают свои эмоции.
Детский голос звучит так чисто, так высоко. Мы стараемся, чтобы он звучал постоянно в д/с. Играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь. С помощью красивой музыки можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. Настоящее искусство помогает выразить свои эмоции в культурной форме. Я рассказываю детям, что песни сопровождают человека всю жизнь: поют новорождённому, поют на свадьбе, поют, провожая человека в последний путь; поют солдаты, возвращаясь с учения, поют, идя с тяжёлой работы…Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже былины. Если ребёнок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные произведения искусства, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Результатами своего труда, своими творческими успехами дети хотят поделиться с окружающими: с детьми других групп, с родителями, выступить перед всеми воспитателями. Поэтому праздники, развлечения, досуги они воспринимают, как итог своей творческой работы. Ведь праздник – это не только радость для себя, но и возможность порадовать других, и в первую очередь своих близких. Большинство развлечений я провожу без натаскиваний детей и излишних тренировок и репетиций, а экспромтом. А если есть новые номера, то они готовятся индивидуально, «по секрету» от детей. Порой дети даже не знают, что их ждёт в зале. Все номера делаются на программном материале. А сюрпризы – это уже дело педагогов. Ведь важнее создать радостную обстановку, полную таинств и сюрпризов.
Хочется отдельно остановиться на театрально-игровой деятельности детей. Большой опыт работы с детьми показал, что со словом «театр» у детей связано ощущение праздника, радости, веселья и, конечно же, сказки. Дети очень любят этот вид искусства, с удовольствием инсценируют, превращаясь в того или иного героя. Особенно любят старые сказки на новый лад. Ведь зная сюжет сказки, они могут интерпретировать, импровизировать. Театр охватывает все стороны воспитания дошкольников. Дети развивают свои умственные способности, память, речь, обогащается литературный язык. А если это музыкальная сказка, то и певческие способности, и артистизм. Участие в театрализованном представлении воспитывает в детях ответственность, желание не подвести товарищей, даёт возможность познать себя, развить свои артистические способности.
Важную роль играет в таких спектаклях музыка. Умение ввести музыку в действие, давать звуковые наплывы, звуковые сюрпризные моменты, подбирать музыкальные заставки, органически сочетать музыку со словом – это, по сути, режиссёрское решение. Часто дети сопровождают действия игрой на музыкальных инструментах, танцуют, манипулируют куклами под музыку. У детей появилось желание самим сочинять с незначительной помощью взрослых рассказы, сказки. А главное, мы приоткрыли детям дверь в храм искусства, называемый удивительным словом – театр.
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности. Я учу детей видеть прекрасное в природе, учу слушать его в музыке. Дети по-своему отражают музыку в рисунках : если звучала весёлая музыка, то и рисунки получаются яркие, радостные. Утверждается право ребёнка на индивидуальность. А затем работы детей занимают место на выставке. Это ещё больше подхлёстывает детей на творчество. Все виды искусства в сочетании с музыкой воспитывают в ребёнке способность искать, фантазировать, принимать самостоятельное решение, мыслить смело и свободно, словом, воспитывают эстетический вкус. И главное, формируется творческая личность.
Таким образом, в основе содержания моей работы в эстетическом развитии детей лежат 4 основных компонента:
Эмоциональный компонент обусловлен спецификой музыкального искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью. Общение с музыкой вызывает у ребёнка не только различные эмоции, но и способствует накоплению эстетического опыта.
Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыке как искусстве, с элементарными понятиями о свойствах музыки, о музыкальной деятельности. На основе получаемой информации у детей развиваются познавательная активность, интерес к музыке, формируются предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.
Деятельный компонент тоже очень важен, так как каждый вид деятельности обеспечивает возможности для развития музыкальных способностей ребёнка. На основе полученных знаний развиваются творческие проявления к песенным, игровым и танцевальным импровизациям.
Социально-личностный компонент развивает интерес к музыке, желание её слушать, давать собственную оценку, способствует установлению положительных взаимоотношений со сверстниками, с педагогами в дошкольном учреждении и в семье.
В результате, от меня, музыкального руководителя, зависит нравственно-эстетическое становление личности, так как эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей.