Получи документы

Развитие духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ

Марина Горина
Развитие духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Публикация «Развитие духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Основой воспитания, определяющей духовно-нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

Не секрет, что большинство родителей заботится в первую очередь о материальной стороне, что отодвинуло на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, утратили свою приоритетность, потеряли этическую значимость, поэтому вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся падает на педагогов.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.

Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1. Дети с ОВЗ отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т. е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире.

2. Семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем, и психоактивными веществами не уменьшается.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы.

Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

На основе анализа литературы и результатов практической деятельности, можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика. Поскольку это способствует профилактике правонарушений: позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социализации.

В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению.

Нравственные чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у нормально развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте. У детей с ОВЗ, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт с взрослыми часто оказывается нарушенным.

Не лучше обстоит дело и с нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного воздействия умственно отсталые дети их не усваивают.

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.

Провожу занятия, беседы и тренинги: Поговорим о доброте, Моя семья, Что такое эгоизм, Правила этикета, Поведение на дороге, Моя родина – Россия.

Также с целью познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения в

общественных местах, прививать этические нормы поведения в обществе,

провела открытое воспитательское занятие: «Правила поведения в общественных местах». Дети повторили правила поведения в школе, столовой, на улице, в транспорте и театре, разыгрывали ситуацию поведения в театре, обсуждали просмотренные видеоролики на данную тему.

Так, во время одевания детей на прогулку учу их действовать спокойно, не мешать друг другу, при необходимости ждать товарищей, обращаться за помощью и оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а затем и вместе. Провожу такие игры: «Скала и скалолаз», «Болото», «Змейка» и другие. Также дети часто играют в домино и шашки.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее. Я провожу такие занятия и беседы: Беседа: «Роль положительных эмоции в жизни человека», Занятие: «Как лучше вступить в контакт», Час этикета: «Тебя пригласили в гости», Беседа-инсценировка: «Вежливая просьба», Разыгрывание ситуаций: «Как жить вместе и не ссориться» и др.

Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений. Они связаны с правильной оценкой ситуации. Необходимо постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.

Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости. Дети с удовольствием учавствуют во всех конкурсах поделок и рисунков, активно работают на территории школы при уборке снега и сухой листвы.

Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, все дети будут готовы к выходу на прогулку, необходимо в двух–трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы друг другу и т. д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.

При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

Нравственное воспитание детей с ОВЗ должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Публикации по теме:

Пути повышения профессиональной компетенции воспитателя через проектную деятельность в соответствии с ФГОС Рекомендации на тему: «Пути повышения профессиональной компетенции воспитателя через проектную деятельность в соответствии с ФГОС ДО».

Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность 1. Метапредметный подход – это хорошее владение теорией и практикой предмета. Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных.

Конспект занятия по формированию духовно-нравственной основы личности дошкольника Цель: формирование духовно-нравственной основы личности дошкольника. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях.

Модель формирования духовно-нравственной сферы детей через традиционную культуру и искусство в образовании Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда, формируются потребность в самостоятельной деятельности, основные представления.

Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС до 1. Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной.

Презентация «Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС до» Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО. Одно из направлений моей.

Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.

Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театральную деятельность. [/b] В нашем ДОУ над звуковой культурой речи детей мы работаем.

Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС Статья «Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Автор:.

Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность План работы по самообразованию МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 17:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Горина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД