Марина Зяблова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших средств познания мира и развитием эстетического восприятия детей дошкольного возраста является рисование. Оно развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, формирует эстетический вкус, чувство прекрасного, способствует развитию мелкой моторики. Рисование воспитывает у детей доброту и справедливость. Через изображение ребенок может передавать свои чувства, ощущения, отношение к какому-либо событию, в общем, все то, что волнует, беспокоит ребенка, то, о чем он не всегда может рассказать.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» размещена в разделах
Рисуя, ребенок учится выделять главное и второстепенное, соблюдать пропорции, сравнивать и сопоставлять, выделять особенности, внешние свойства, качества предметов.
В процессе работы сочетаются физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок и довести его до конца, необходимо приложить много усилий, овладеть определенными умениями. Заниматься нужно с усердием, преодолевать трудности и проблемы. Дети учатся рассказывать о своих работах, объяснять, рассуждать, делать выводы. Также обогащается их словарный запас, развивается внимание, память и наблюдательность.
В процессе развития детского творчества выделяются два периода: доизобразительный и изобразительный. Доизобразительный период начинается с 1 года до 1 года 6 месяцев с двигательной игры подражания взрослым. Ребенок, как и взрослый, берет карандаш и начинает «рисовать» каракули, не предполагая, что, чиркая по бумаге можно что-то изобразить.
Затем к 1,5 годам наступает время, когда ребенок с интересом обращает внимание на то, что карандаш или ручка оставляют на бумаге следы. Он, не отрывая ручки от бумаги, «рисует» карандашом в разные стороны. Уже позднее ребенок начинает чертить зигзаги, линии, которые пересекаются.
В 2,5 – 3 года активно формируется речь. Ребенок называет изображенные предметы, осваивает округлые линии. Иногда случайно, «рисуя каракули», получается сходство с изображенным предметом. Видя сходство между предметом и рисунком, ребенок радуется, называет предмет. В этом периоде замысел у ребенка возникает после изображения.
Постепенно ребенок начинает говорить: «Я нарисую этот предмет!» и осмысленно начинает рисовать то, что задумал. С этого момента начинается изобразительный период, когда ребенок свой замысел переносит на лист бумаги.
Приемы по ознакомлению с изобразительным искусством :
1. Беседы с детьми.
2. Рассматривание репродукций, картин, альбомов, открыток, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства.
3. Дидактические игры.
4. Посещение художественных выставок и выставок детских работ.
5. Различные экскурсии.
6. Нетрадиционные техники рисования.
7. Интегрированные занятия.
Многие педагоги утверждают, что все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить этот талант, дать возможность ребенку как можно раньше проявить на практике. С помощью взрослых ребенок развивает художественно-творческие способности, создает что-то новое, неповторимое.
Большую роль в развитии у детей интеллекта играет нетрадиционная техника рисования. Благодаря нетрадиционной технике рисования, ребенок получает знания, умения, навыки, расширяет возможности изобразительной деятельности. Рисунок выражает то, что иногда ребенок не может высказать словами. Нетрадиционные методы очень привлекают детей. Они демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, открывают большие возможности для реализации собственных возможностей и фантазий.
1. Обводить по контуру (пользоваться трафаретами, обводить снаружи и внутри).
2. Отдавать преимущество цветным карандашам.
3. Развивать мелкую моторику (перебирать или собирать в чашечку пуговицы, горох и др.).
4. Делать бусы (на ниточку нанизывать макароны, пуговицы, затем раскрасить их).
5. Лепить из пластилина или соленого теста, затем поделку раскрасить.
6. Использовать нетрадиционную технику рисования.
7. Развивать изображение, использовать игры «Дорисуй фигуры», «На что похоже?».
8. Развивать наблюдательность, используя игры «Что изменилось?», «Чего не хватает?».
9. Конструирование из строительного, нетрадиционного и природного материала.
Таким образом, необходимым условием развития художественного творчества у детей дошкольного возраста является творческий подход к организации деятельности с детьми и использовании разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.