Иванова Марина
Развитие творческих способностей детей посредством работы с бумагой и картоном
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей учащихся в процессе работы с бумагой и картоном
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Одной из главных целей является развитие творческих способностей детей. Активному развитию детского творчества способствуют разные виды продуктивной деятельности и рукоделия, предусмотренные основной общеобразовательной программой начального общего образования.
Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством работы с бумагой и картоном» размещена в разделах
Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, с обнаружением в себе новых возможностей и способностей, с умением применить полученные новые знания и опыт на практике.
Творческие способности – это производство новых открытий, идей, создание предметов материального и духовного мира.
Методы развития творческих способностей детей – это музыка, чтение, развивающие игры, окружающий мир, рисование, лепка, аппликации. Этот процесс нужно развивать с раннего детства, и он должен носить постоянный характер.
Задатки творческих способностей есть у каждого человека, важно вовремя их заметить и суметь раскрыть в полном объёме. Дети от природы – фантазёры, любознательны и полны интереса ко всему новому.
Известно, что богатое поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей, представляет работа с бумагой и картоном.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, декоративная и гофрированная — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.
Техники работы с бумагой.
Сминание (мятая бумага) - Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки, а потом более жесткие. Дети, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка или облака и наклеить его на основу. Старшие дошкольники могут самостоятельно и осмысленно создавать необходимые им для поделки определенные формы.
Обрывание - от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить, накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову кошки. У них неровные края, поэтому кошка выглядит мохнатым. Из длинных полосок синего цвета получаются морские волны с пеной. (Одностороннюю цветную бумагу держать в руках синей стороной вверх, отрывать полоски по направлению «к себе»). В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу.
Скатывание бумаги (комочки) - сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка, комочки для гусенички) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек приклеивается на основу.
Скручивание – желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросная, салфетки, гофрированная). Бумажную полоску скручивают посередине (бантик, бабочка) или скручивают жгутиком. Такие жгутики можно скрутить в кружок (розочка, крона дерева и т. д.)
Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Бумагу для работы нарезают на кусочки или обрывают. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги.
Витая спиралька – тонкую полоску бумаги накручивают на кисточку или карандаш, затем снимают, стараясь не раскручивать полоску. Один край полоски намазывается клеем и приклеивается на основу, второй конец остается свободным. Это придает объем изображению (крона березы).
Петельки – полоску бумаги склеивают, нанося клей на один кончик полоски и сверху накрывая вторым кончиком. Середина полоски остается не склеенной. Из петелек можно сделать цветы, крылья птицы и многое другое.
Пушистый шарик – вырезают несколько кругов одинакового диаметра. Круги наклеивают один на другой, намазывая клеем только середину круга. Затем делают надрезы по кругу и приподнимают слои бумаги, «распушают». Можно использовать для изображения цветов, животных и т. п.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребёнка с самого раннего детства, и он самостоятельно создаёт из неё образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
В процессе работы обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа : материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Подобные занятия:
• развивают и совершенствуют мелкую моторику рук и глазомер;
• учат концентрации внимания, следовать устным инструкциям педагога;
• стимулируют развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы работы;
• знакомят детей с основными геометрическими понятиями;
• развивают пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности детей и фантазию;
• формируют культуру труда, учат аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Коллективная творческая деятельность детей (особенно в первый год обучения) - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач:
- это создание ситуации успеха у каждого ребёнка; дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы;
- это восприятие ребёнком готовой работы целостно и получение конечного результата гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально;
- это формирование нравственных качеств личности, получение жизненного опыта.
Дети могут развивать свое творчество в различных видах деятельности, в том числе и, посредством работы с бумагой и картоном, конструируя из них новый мир, ребёнок активно включается в такую деятельность, получая определенные знания, умения и навыки, которые в последствие могут стать достоянием всей его жизни. Младший школьник способен получить опыт, который будет фундаментом, на который выстроится объём его креативных представлений, ручных умений, которые он сможет использовать в учёбе и в жизни.
Работа с бумагой и картоном, как никакая другая, удовлетворит его познавательную активность, поможет формированию технического мышления, даст основание для развития графической грамоты, поможет научиться производить разметку и измерение, пользоваться чертежами, эскизами, техническими рисунками. Ребенок научится анализировать свою деятельность (сравнение, выделение, обобщение).
Посредством конструирования из бумаги и картона на уроках технологии, начнет активно развиваться его пространственное и математическое мышление, ребенок получит возможность проявить свою тягу к экспериментированию и изобретательству.
Младший школьник в работая с бумагой и картоном научится понимать о ее разновидности (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, санитарная и т. д.).
Ребенок творит по законам красоты и гармонии, которые известны только ему. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его творческие умения, фантазия, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Ребенок приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту.
Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.
И учителям и родителям следует проявлять терпение, разъяснять непонятное, давать советы, своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе. А главное – радоваться каждому его успеху, поддерживать его убежденность в том, что у него все хорошо получается, что он скоро научится мастерить лучше, что его творческие способности растут и развиваются в процессе конструирования из бумаги и картона.