Эрна Мельникова
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через использование техники «пуантилизм»
▼ Скачать +Заказ
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает самостоятельности, уверенности в себе, воображения, творчества. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
И я выбрала направлением в своей работе – использование нетрадиционных техник, как в образовательной деятельности по рисованию, так и в самостоятельной художественной деятельности. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок. Поэтому тему своего опыта работы считаю актуальной и перспективной.
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей через использование техники „пуантилизм“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поставила перед собой цель:
создать условия для развитие творческих способностей детей.
Исходя из данной цели, сформулировала задачи:
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- обучать детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами, техниками, способами изобразительной деятельности;
- совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Стала углублённо изучать методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования.
Больше всего меня привлекла техника в стиле «пуантилизма».
«Пуантилизм» – это рисование точками, любой формы.
Остановлюсь немного на преимуществах и особенностях пуантилизма.
рисовать можно различными материалами :
ватной палочкой, трубочкой, ластиком на конце
карандаша, обычной круглой кистью, плоской кистью, фломастерами,
пальчиками;
не нужно смешивать краски на палитре, т. к. смешение происходит в глазу
зрителя на сетчатке;
рука работает не размашисто, как при обычном рисовании, а точечно и
поэтому ребёнку легче соблюдать границы изображения;
не происходит слияние разных красок, так как консистенция краски густая.
В основу работы положена идея обучения без принуждения. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Обучение детей технике «пуантилизм» провожу поэтапно:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов изображения к более сложным;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
В своей работе я использовала :
- комплексные занятия - расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук;
- комбинированные занятия - используются традиционные и нетрадиционные техники;
- коллективную и индивидуальную форму работы : детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их.
Начала работу с показа детям, как правильно ставить пятна и штрихи. Затем предлагаю взять ватную палочку, макаем в краску и точечными мазками заполняем эскиз (шаблон, чтобы точки получились аккуратными, учу детей держать палочку вертикально. Точки можно ставить в любом порядке, можно в ряд, можно, где захочется. Краски предварительно нужно размочить.
Малыши обычно быстро понимают технику, потому что аналогично рисовали пальчиками.
Для дошкольников 3-5 лет готовила более сложные контурные шаблоны, для рисования которых требуется несколько цветов. Старалась не выбирайте слишком сложные изображения, содержащие больше 5 цветов. Иначе ребенок запутается в палитре.
Чтобы разнообразить рисование ватными палочками, можно предложить детям заполнить шаблон цветными пятнами не полностью, а лишь обвести контур. А заливку сделать обычной, акварельной.
Чтобы заинтересовать детей, объясняла, что рассматриваемые картины созданы путем нанесения множества разноцветных точек.
В дальнейшем я усложняю задания. Дети уже сами рисуют контуры предметов и раскрашивают их точками.
Дети 5-7 лет не нуждаются в шаблонах, могут самостоятельно нарисовать изображение карандашом, забить его пятнами подходящих цветов. Объясняла воспитанникам, что сначала необходимо вывести контур, затем заполнять середину рисунка.
Для рисования ватными палочками я использую две интересные методики:
1. Короткие мазки. Палочку нужно не прижимать к бумажному листу, а делать легкие и короткие мазки. При этом штрихи можно располагать рядом, немного накладывать друг на друга. Так рисунок обретает интересную фактурность. Метод оптимален для рисования зверей, птиц, деревьев, водоемов. Создание живых существ начинается с глаз, дальше штрихи в правильном порядке идут по туловищу. При рисовании пейзажей мазки хаотичные, наложенные друг на друга.
2. Ватный пучок. Если соединить несколько косметических палочек, закрепить скотчем или канцелярской резинкой, то можно изображать множественные мелкие детали: ягодные гроздья, крону деревьев и кустарников, цветущий луг, звездное небо. Сколько экземпляров использовать, зависит от требуемой частоты пятен на рисунке. Можно скрепить палочки в ряд, тогда получится изобразить забор, лавочку, грядки, радугу.
Дети старшего возраста уже способны самостоятельно создавать полноценные картины из точек, используя любое количество цветов. Когда дети освоили технику пуантилизм, предлагаю сделать рисунок с использованием нескольких изученных изобразительных техник.
Так постепенно мы приблизились непосредственно к точечной технике.
Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования в стиле Пуантилизм позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения, мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений.
Таким образом, опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия.
Считаю необходимым и в дальнейшем использовать техники рисования для развития творческих способностей детей.
Я убеждена, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, ведь только творческий педагог может сформировать творческую личность.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, внимательным и заинтересованным в развитии детей родителям.
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам! Благодарю вас за внимание!