Анна Пирогова
Развитие творческих способностей через народное декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка
▼ Скачать + Заказать документы
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — хорошие предпосылки к успехам ребенка в будущем.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие порывы детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть сам процесс изготовления керамической посуды, предметов быта из дерева и игрушек, именно тех, которые не купить в каждом магазине. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, бытом, традициями, показать примы изготовления.
Публикация «Развитие творческих способностей через народное декоративно-прикладное искусство, Дымковская игрушка» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга, духовное развитие. Образуются образные представления, мышления, воображения. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.
Начиная работу по развитию творческих способностей детей, я обратилась к игрушке. Из такого многообразия русских народных игрушек : филимоновская, каргопольская, романовская, я выбрала дымковскую глиняную игрушку. Дымковской игрушкой я увлеклась давно. Мне нравится сам процесс лепки и росписи, яркость и неповторимость игрушки. Работая по данной теме, важно показать ребёнку удивительный мир декоративно-прикладного искусства.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду даё т возможность решать задачи:
- развивать творческие способности;
- развивать эстетические чувства детей;
-расширять представления о дымковской игрушке, процессе ее изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;
-приобщать детей к народным промыслам, поддерживать инициативность в изготовлении дымковских игрушек;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать чувство удовлетворения выполненной работы.
Заинтересовать ребёнка можно только тогда, когда воспитатель хорошо владеет материалом и может увлечь за собой. В начале своей работы тщательно изучила научную, художественную, учебно- методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
Изучила опыт других педагогов – специалистов в этой области, чтобы использовать полученный опыт в работе с детьми.
Дымковская игрушка стала темой моего самообразования, я разработала план работы на год с детьми второй младшей группы, дальше взяла среднюю группу и планирую продолжить.
В группе создала предметно-развивающую среду – центр «Народные промыслы». Постоянно провожу беседы с детьми на темы: «дымковская игрушка»; «фольклор», цель бесед: познакомить детей с историей народных промыслов. Подобрала речевой материал: вятские потешки, прибаутки, колыбельные песенки. В своей работе постоянно взаимодействую с музыкальны руководителем (пение русских народных песен); с инструктором по физической культуре (разучивание русских народных подвижных игр «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки»).
Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные.
В нашей группе расположен небольшой мини-музей «Дымковской игрушки», лэпбуки, дидактические игры по теме. Все это положительно влияет на развитие творческих способностей.