Хромова Ирина Ивановна
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие связной речи у детей подготовительной к школе группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие связной речи у детей подготовительной к школе группе».
Задачи:
- повысить компетенцию педагогов в вопросе развития связной речи у детей подготовительной к школе группе;
- познакомить со структурой занятий по развитию связной речи
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Развитие связной речи у детей подготовительной к школе группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
План.
1. Вступление
II. Основная часть
1 Структура занятия по составлению рассказа по картине.
2. Структура занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картинок
3 .Интерактивное занятие по составлению рассказа по серии сюжетных картинок «День рождения цыпленка».
4. Структура рассказа из коллективного опыта.
5. Структура рассказа из личного опыта.
6. Обучение рассказыванию по воображению.
7. Составление сравнительного рассказа-описания.
III. Подведение итогов
В подготовительной к школе группе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуется выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность. В 3 квартале приступают к наиболее трудному разделу в программе - придумыванию рассказов на сюжет, предложенный воспитателем (придумывать завязку, ход событий, развязку, а также загадок.
Программа рекомендует:
• Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
• Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником. Быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
• Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
• Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
• Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
• Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование,
рассуждение, смешанные тексты, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах : пересказ литературных произведений, рассказывание по картине об игрушке, на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Однако задачи в каждом виде усложняются.
Структура занятия по составлению рассказа по картине (старшая группа) :
- Детальное рассматривание картины детьми. При рассматривании картины воспитатель формирует у детей оптико-пространственное восприятие (дальше- ближе, в правом углу и т. д.)
- Ответы на вопросы по сюжетной картине. Составление цепочки ответов по опорным вопросам (Дети отправились в лес когда? зачем?; Хозяева остановились около чего? почему).
- Словарная работа.
- Лексико-грамматические упражнения. Например, детям предлагается составление предложений по опорным словам (набрал-принес-показал; дети- корзинка- грибы).
- Самостоятельное рассказывание рассказа по картине детьми. Возможно домысливание событий, предшествующих и последующих. В старшей группе при затруднении дается образец взрослого. В подготовительной группе не даётся образец взрослого. Можно использовать картины с проблемным сюжетом. (Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» в 2 частях. Анализ картины «Проказницы»,
В работе по составлению рассказов по серии сюжетных картинок главной целью является установление причинно-следственных связей и последовательного пересказа с опорой на наглядность, являющуюся зрительным планом.
Структура занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картинок:
3. Детальное рассматривание каждой картинки детьми. Детям старшей группы дается рассказывание по готовым сериям сюжетных картинок. В подготовительной группе дети самостоятельно определяют последовательность сюжетных картин (по цифровому ряду). Картинки служат своеобразным планом рассказа позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.
4. Ответы на вопросы по каждой сюжетной картинке.
5. Последовательное выкладывание картинок по сюжету.
6. Словарная работа.
7. Лексико-грамматические упражнения. Составление цепочки
предложений по началу предложения и опорным вопросам (Петя шел по
опушке леса откуда? куда? Побежал от кого? куда). Придумывание реплик героям рассказа (Что могла сказать Маша, когда увидела улетающую птицу).
• Самостоятельное рассказывание рассказа по картинкам детьми. При затруднении дается образец взрослого (в старшей группе).
В подготовительной группе меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости. (Пособие Ильяковой Н. Е. «Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет»).
Примерный план- конспект занятия по серии сюжетных картин «День рождения цыплёнка» в подготовительной к школе группе.
- Интеллектуальная разминка
-Педагог предлагает вспомнить домашних животных и птиц и то, какую пользу человеку они приносят. Даются загадки о коте, курице, цыплёнке.
8. Лексические игры с мячом.
«Подбери действие». Педагог предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия, которые могут выполнять кот, курица, цыплята. «Подбери признак». Дети подбирают слова признаки.
2. Основная часть
Педагог выставляет на доску картинки. в неправильном порядке.
1. Беседа по содержанию каждой картины.
2. Нахождение правильного порядка картин (по цифровому ряду).
3. Физминутка.
4. Составление предложений по опорным словам.
5. Обучение детей составлению повествовательного плана.
-Таня ищет Барсика( 1)
-Барсик нашёлся возле гнезда(2)
-Цыплёнок вылупился из яйца (З)
-Цыплёнок в своей семье(4)
6. Рассказывание детьми по цепочке (установка педагога - следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить).
З. Подведение итогов
Что делали? Чему научились? Как относилась Таня к коту Барсику? А к цыплёнку? Как люди должны относиться к животным, природе?
В пособии Буре Р. С. «Как поступают друзья?» автор предлагает цикл бесед, направленный на формирование у дошкольников представлений о гуманном, доброжелательном отношении к сверстникам, о том, как нужно вести себя в условиях совместной игры или работы.
Рассказ из коллективного опыта.
Обучение рассказам по памяти начинается с начала года в старшей группе. Более легкие темы - из общего, коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми совместно с воспитателем («Поход в библиотеку», «Елка в д/с»). Психологами установлено, что самый сильный вид памяти - эмоциональный, оставивший яркий след в сознании и в чувствах.
- Вопрос воспитателя о том, что связано с событием («Куда мы ходили?» «В библиотеку»,
- Восстановление хода события по вопросам воспитателя : («Как мы туда шли?», «Кто нас встретил в библиотеке?», «Где мы разделись?», «Что мы увидели?», «О чем мы беседовали с библиотекарем?», «Какие задавали вопросы?», «Что показывали?», «Чем закончилась экскурсия?»).
- Высказывание детьми своих впечатлений («Что тебе больше всего запомнилось?», «Что ты ожидал увидеть?», «Какой вопрос ты захотел задать?»).
- Составление рассказа детьми. Общую тему воспитатель делит на мелкие подтемы и дети составляют рассказ по частям: («Дорога в библиотеку», «Первые впечатления в библиотеке :раздевалка, библиотекарь,
помещение», «Ознакомительная беседа с библиотекарем: формуляры, книги, каталоги», «Тематическая беседа», «Возвращение в детский сад».
- Рассказывание рассказа детьми.
Рассказ из личного опыта.
План рассказа из личного опыта:
1 .Событие.
2. Участники событий.
3. Высказывание своих впечатлений.
4. Итог.
Обучение рассказыванию по воображению.
Детям предлагаются следующие виды работы:
- продолжи рассказ, начатый воспитателем («Мы пошли в лес за грибами. В лесу было тихо, солнечно. Вдруг в кустах что-то зашуршало.»).
- придумай начало к предложенному концу' («. Приехала пожарная машина. Пожарные стали тушить огонь. Дети были спасены»,
- придумывание начала и конца рассказа («. Из леса вышла медведица с.»).
- обучение свободному рассказыванию («Как я провел выходные дни», «Моя любимая игрушка»,
В пособии Ткаченко Т. А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания:
1 .Составление рассказа с добавлением последующих событий.
2. Составление рассказа с заменой объекта.
3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий
5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
6. Составление рассказа с добавлением объекта.
7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.
8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
9. Составление рассказа с изменением результата действия.
10. Составление рассказа со сменой времени действий.
Вводятся сравнительные рассказы-описания (сравни капусту и банан). Вводятся новые виды занятий по пересказу: из нескольких сказок (рассказов) - «Колобок»+«Теремок». Один из сложных видов работы по связной речи - пересказывание стихотворного текста. Ребенку нужно восстановить правильные действия, и новый текст приходится передавать прозой.
Список литературы:
1. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1979.
2. Бородич А. М. «Методика развития речи детей». 1981 год
3. Филичева Т. Б. «Развитие речи дошкольника». 2001год.
4. Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» (2 части) 2004год.
5. Буре Р. С. «Как поступают друзья?» (2004год)
6. Ильякова Н Е. «Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет»(2006год)