Клементьева Елена Геннадьевна
Проект «Знакомство дошкольников с профессиями родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ»
Аннотация: Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых, с профессиями людей ближайшего окружения. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. А так же, способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольники; профессии;
Язык и речь выполняют основополагающую функцию в развитии
мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности
ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Умение общаться, строить отношения, решать конфликты и сотрудничать с окружающими людьми не только определяет успешность в школе, но и оказывает влияние на будущие личные и профессиональные отношения. Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с разнообразным миром профессий, то это будет способствовать развитию их речевого, нравственного и трудового воспитания, и в будущем они сумеют сделать осмысленный профессиональный выбор.
В ходе обследования речи старших дошкольников с ОНР, у большинства наблюдается: ограниченный словарный запас, трудности в формировании лексики, объем пассивного и активного словаря ниже возрастной нормы. Недостаточность словаря выражается, например, в том, что дошкольники не знают многих слов: названий обуви, головных уборов, профессии и др. А также испытывают трудности в использовании многих прилагательных, таких как строительный, рабочий, садовый и др. В словаре глаголов наиболее распространены бытовые слова (одеваться, идти, пить, убирать и др.).
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников с ОНР о мире профессий и систематизировать имеющиеся знания был разработан педагогический проект «Знакомство дошкольников с профессиями родителей».
Этапы проекта. Работа с детьми.
1. Подготовительный этап.
Беседы с детьми:
- Какие вы знаете профессии.
- Кем работают ваши родители?
- Чем важны эти профессии?
- Какую носят одежду люди разных профессий?
- Какие орудия труда используют люди разных профессий?
- Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
-Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?
-Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?
2. Организационный этап.
1. Экскурсии
- Экскурсия в пожарную часть.
Цель: познакомить с профессией пожарного, орудиями их труда, спецодеждой, специальным транспортом, пополнить словарь детей.
- Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар».
Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде, активизировать словарь глаголов, словарь детей по темам «Посуда», «Бытовая техника».
-Экскурсия в парикмахерскую.
Цель: расширять представления о работе парикмахера, орудиях труда, рабочем месте; пополнение активного словаря.
2. Беседы:
- «Кто работает в детском саду»,
-«Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий»
- «Мир профессий»
- Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы
- Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»
3. Дидактические игры:
«Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет», пальчиковый театр «Профессии».
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Гараж», «Школа», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты».
Игры-имитации:
«Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи»
Настольные игры:
Лото «Профессии», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам, домино.
4. Труд
- хозяйственно — бытовой труд в группе
- участие в уборке снега
- ручной труд. Соблюдение режима труда (работа и отдых)
5. Речевое развитие
1. Составление рассказов о профессии родителей (Аптекарь, бухгалтер)
2. Разучивание стихов о различных профессиях
3. Обогащение словаря детей за счет новых терминов
4. Отгадывание кроссвордов, ребусов на тему «Профессии»
5. Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»
6. Составление схемы для составления рассказа о профессиях.
7. Игровая ситуация: «Кем я стану?»,
8. Игра-обсуждение «Как было раньше, а как теперь»
6. Чтение художественной литературы:
- «Город добрых дел» Р. Скарри
- «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
- «А что у вас?» С. Михалков
- «Кем быть?» В. Маяковский
- «Строители» Б. Заходер
- «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков
- «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
- «Доктор Айболит» К. Чуковский
7. Встреча с интересным человеком:
Мама Анастасии А. - медсестра ЦРБ стоматологического кабинета.
(мастер – класс).
8. Взаимодействие с родителями:
- Консультации для родителей «Обязанности детей дома»
- Размещение материалов в родительских уголках
- Оформление фотогазеты совместно с родителями «Мама и папа на работе»
- Консультации родителей по проведению мастер-классов и бесед с детьми.
9. Презентация опыта.
Свою работу по реализации проекта я начала с диагностики дошкольников с ОНР старшей группы и анкетированию родителей. Анализ первичного обследования речи детей показал, что у большинства дошкольников не сформировано представление о многих профессиях взрослых людей, в том числе о профессиях своих родителей. У дошкольников словообразовательные навыки, словарный запас, связная речь не соответствовала возрасту. Анкетирование родителей показало, что отношение к предложенной теме вызвало только положительные отклики.
Участие в беседах дало возможность удовлетворить присущую детям любознательность, упорядочить свои представления о мире взрослых. Дети убедились, что каждая профессия важна и ответственна, требует определенных знаний и умений. В самостоятельной деятельности проводились игровые упражнения, дидактические и пальчиковые игры, подвижные игры, которые помогали детям выразить свои творческие способности. В результате у дошкольников появился интерес к данной теме; сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. У родителей появился интерес к образовательному процессу, к участию жизни группы.
Данный проект позволяет интегрировать деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей с целью более эффективного усвоения знаний старшими дошкольниками по данной теме. Использование разнообразных форм работы повышает интерес детей к данной деятельности, следовательно, улучшается качество овладения новыми умениями и знаниями.
Список использованных источников:
1. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи / Авт. -сост. : И. А. Михеева, С. В. Чешева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.
3. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 2. Транспорт, профессии, мир растений. М., 2012.
4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н. Э. Теремкова. – 2-е изд. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.
5. Ткаченко Т. А. Обогащаем словарный запас. Рабочая тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2008. – 24 с.