Получи документы

Опыт работы в обучении старших дошкольников пересказу с опорой на мнемотаблицы

Светлана Шурыгина
Опыт работы в обучении старших дошкольников пересказу с опорой на мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы в обучении старших дошкольников пересказу с опорой на мнемотаблицы.

Слайд 1.

Сегодня я хочу представить вам свой опыт в обучении старших дошкольников пересказу с опорой на мнемотаблицы.

Слайд 2.

Пересказ – это осмысленное творческое воспроизведение литературного текста в устной форме. Это сложная деятельность, в которой участвуют мышление, память, воображение детей.

Темочки:

Изучив литературу, по методу мнемотехника, выяснили, что метод помогает упростить для детей процесс непосредственно - образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Что же такое мнемотехника?

Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Поэтому, соединяя между собой при пересказе рисование схемы и пересказ по ней, эффективнее идет развитие речи.

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

приёмы облегчают овладение связной монологической речью, т. к. использование схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Практическая значимость:

Для воспитателей: это обобщение опыта может быть использовано воспитателями при выборе приемов развития речи у детей в своих возрастных группах.

Для детей: помощь детям в развитии речи

Социальная значимость: создает условия для успешного обучения пересказу через овладения методом мнемотаблицы.

Слайд 3.

Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы : 1. Чтение взрослым текста; 2. Рассматривание мнемотаблицы; 3. Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой - приносить ему радость и удовольствие.

Слайд 4.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 5.

Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной монологической речи для:

пересказывания текстов;

составления описательных рассказов;

обогащения словарного запаса.

заучиванию стихов

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность этого приема – применение не изображения предметов, а символов. Данный прием значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Размер мнемотаблиц может быть различным, он зависит от возраста детей, от уровня их развития, от объема произведения.

Слайд 6.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Но изначально детям трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Поэтому, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Мы начали работу с мнемоквадратов. Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Читали строчку из произведения и предлагали закодировать это символом. Вначале дети пытались рисовать не символы, а рисунки. После проведенной работы мы перейдем к мнемодорожкам.

Мнемодорожка тоже несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.

И пусть эти символы были порой некрасивы, но ценность в них то, что ребенок применил свой опыт, свою фантазию, творческие способности и даже произошло развитие мелкой моторики.

Слайд 7.

Таким образом, использование мнемотехники в процессе обучения дошкольников пересказу имеет огромное значение для их умственного и речевого развития. Приемы мнемотехники служат средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное составление мнемотаблиц свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм познания, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи которые вы можете увидеть на экране, не читаю) :

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса;

2. Умение преобразовывать образы в символы;

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Слайд 8.

Мнемотехника отличается от других технологий:

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс.

Здоровьесбережением - реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.

Слайд 9.

Выводы:

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Мы считаем что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

В дальнейшем планируем продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи.

Слайд 10.

Используемая литература: (можно увидеть на экране, не читаю)

А. М. Бородич «Методика развития речи детей» 1981

М. Зиганов, В. Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления» 2001

В. М. Большева «Учимся по сказке. Развитие дошкольников с помощью мнемотехники»

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Учим буквы, играя. Продуктивная деятельность старших дошкольников при обучении грамотеУчим буквы, играя. Продуктивная деятельность старших дошкольников при обучении грамоте Для того чтобы научить ребенка читать, прежде всего нужно выучить с ним буквы. Как же заинтересовать будущего первоклассника, как добиться.

Опыт работы «Взаимодействие с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников»Опыт работы «Взаимодействие с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников» В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы в обучении старших дошкольников пересказу с опорой на мнемотаблицы
Опубликовано: 11 января 2025 в 17:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы в обучении старших дошкольников пересказу с опорой на мнемотаблицы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шурыгина (УИ 2113641) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД