ВИКТОРИЯ Данельюк
Развитие связной речи у детей 3 года жизни посредством малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ:
«Развитие связной речи у детей 3 года жизни через малые фольклорные формы.»
Составила: воспитатель Данельюк В. Д.
Актуальность
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Публикация «Развитие связной речи у детей 3 года жизни посредством малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Новизна: научная новизна исследования заключается в развитии речевых способностей младших дошкольников путем использования малых форм фольклора в игровой деятельности, в сочетании с обучением и подражанием взрослому человеку.
Цель: формирование компонентов устной речи детей раннего возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение воспринимать разнообразные формы фольклора : колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки;
- создавать условия для развития слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизировать словарный запас детей;
- формировать умение детей играть в народные игры и водить хороводы.
Развивающие :
- развивать у детей раннего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.
- побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.);
- развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности (выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения).
Воспитательные:
- вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества
- формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
- обогащать чувства, воображение и речь детей.
- воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
Построение работы с учетом следующих принципов:
• Наглядности
• Последовательности
• Деятельности
• Дифференцированного подхода
• Возрастной дифференциации
• Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
• Принцип вариативности
Методы:
• словесные (беседы, рассказывание, чтение художественной литературы,
прослушивание аудиозаписей);
• наглядные (рассматривание книг, иллюстраций);
• практические (дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках)
Предполагаемый результат
• словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
• сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
• у родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Используемая литература
1. Гербова В. В. «Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки». Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс 2006г.
2. Неганова Н. «Русский фольклор в жизнь малышей». Дошкольное воспитание, 1995, №10.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста»,с. 8;
4. Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Фольклор для маленьких»,с. 51
5. Журнал «Дошкольное воспитание» : №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей»,с. 9
Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Провести диагностику по развитию речи детей первой младшей группы Б.
Разработать план работы по теме. Рассказывание детям потешек, закличек. «Возрастные особенности
развития
речи детей 2-3 лет
консультация для родителей.
Октябрь Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора» Знакомство детей с русской народной игрушкой (матрешки, неваляшки) Консультация «Фольклор в
повседневной жизни
малышей»
Ноябрь Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок в книжках с русскими народными сказками, потешками. Привлечение к созданию
библиотеки
красочных книг с русскими
народными
сказками, потешками.
Декабрь Создание картотеки потешек для работы с детьми Разучивание и проговаривание
потешек, закличек. Участие в досугах,
развлечениях
Январь Изучение темы «Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста» Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок, творческих работ «Моя любимая сказка» Конкурс совместных
творческих работ
«Моя любимая сказка»
Февраль Создание картотеки упражнений для пальчиковой гимнастики Выполнение пальчиковой гимнастики. Проговаривание вместе с воспитателем, повторение действий воспитателя. Мастер-класс
«Мальчик пальчик,
где ты был?»
Март Изучение темы «Влияние загадок на речевое развитие детей 2-3 лет», составление картотеки загадок для малышей. Знакомство с загадками. Разгадывание загадок (прямые, с ответами, обманки). Индивидуальные беседы
«Влияние загадок на
речевое развитие
детей 2-3 лет»
Апрель Изучение темы «Знакомство с закличками, потешками о солнышке»
/ со специалистами ДОУ: логопед, инструктор по ФК/ Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца» С участием учителя-логопеда Консультация
«Воспитание
трудолюбия»
Май Самоанализ плана по самообразованию.
Открытое занятие по развитию речи с использованием макета «Домашние животные и их детеныши» Развлечение «Наша дружная семья» с участием музыкального работника Презентация проекта
«Развитие речи детей раннего
возраста посредством
фольклора»