Юлия Пономарева
Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе».
Актуальность выбранной темы определяется следующим
1. Во - первых современные требования к выпускникам детских садов очень большие: связная речь выпускника должна быть содержательна, логически последовательна, грамматически правильно построена, смысл речи должен быть точен, в речи должны использоваться разнообразные лексические средства. Но школа предъявляет претензии к связной речи выпускников, так как дети не всегда умеют составлять предложения; полностью передать содержание; соблюдать связность и последовательность изложения; отображать в речи обусловленную логическую цепочку в описании признаков предмета и др.
Публикация «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе» размещена в разделах
- Погода и природные явления
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Во – вторых отсутствие развитие связной речи детей в семье. В основном это связано с повышенной занятостью взрослых, которые мало общаются с ребенком и препятствия при развитии связной речи детей, например игры на телефонах и планшетах, просмотр телевизора
3. В – третьих, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье вообще не уделяется внимание развитию связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе, а ознакомление с данным явлением развивает у детей различные стороны связной речи.
Цель: исследование способов и средств развития речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы определить понятие связной речи и ее значение для развития ребенка;
2) описать особенности ознакомления с сезонными явлениями в природе в процессе развития связной речи детей в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи эмпирического исследования:
1) провести первичную диагностику развития связной речи детей;
3) провести формирующий этап;
4) провести вторичную диагностику;
5) провести анализ результатов.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей.
Предмет исследования: развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе.
Гипотеза исследования: развитие связной речи детей будет происходить более интенсивно, если в игровую, словесно-практическую деятельности дошкольников будут включены задания и игры на ознакомление с сезонными явлениями в природе.
Методологическая база исследования
1 вариант
В теоретической главе мы изучили теоретические аспекты изучения развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе.
При работе с 1 главой были рассмотрены.
1.1 Понятие связной речи в психолого-педагогической литературе и ее значение для развития ребенка.
1.2 Особенности развития связной речи детей.
1.3 Процесс ознакомления с сезонными явлениями в природе и его роль в развитии связной речи детей.
2 вариант
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Обучение дошкольников связной речи рассмотрено в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Л. М. Гурович и др.
В теоретической части мы раскрываем базовые определения. Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки [Львов, 2011; с. 55].
В данном исследовании под связной речью понимается развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.
Связная речь в жизни дошкольника необходима для налаживания связей с людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние на поведение в обществе, важна для становления его как гармоничной, целостной личности.
Главная характеристика связной речи - степень ясности и понятность для собеседника [Полянская, 2010; с. 25].
Речь считается связной, если для нее характерны [Карпова, 2013; с. 76] : содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей); ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Сезонные явления - периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, [Брехман, 2017; с. 113]
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОБУ «Детский сад №13 «Берёзка» г. Сясьстрой. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста в количестве 24 человек, в возрасте от 5 до 6 лет (8 мальчиков (33%) и 16 девочек (67%, группа отбиралась произвольно. (Методы - беседа, наблюдение)
Опираясь на сделанные выводы, нами была разработана эмпирическая часть исследования, которая включала констатирующий эксперимент. Экспериментальное исследование проходило с использованием трех методик.
На констатирующем этапе исследования были получены следующие результаты:
- исследование развития связной речи детей по методике Е. В. Желтышевой показали, что общий уровень развития связной речи – низкий.
- исследование развития связной речи детей с помощью беседы по прочитанному по методике О. А. Есиной показали, что общий уровень развития связной речи с помощью беседы по прочитанному – низкий.
- исследование развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе по методике Т. И. Пилипенко показали, что общий уровень развития связной речи в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе – низкий.
Нами была организована работа с текстом, рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Детям был прочитан рассказ 3 раза, после чего детям было предложено пересказать его текст.
Низкий уровень развития связной речи по методике Е. В. Желтышевой заключался в следующем, дети составляли предложения только по наводящим вопросам, слова в предложении между собой не были связаны, последовательность слов в предложении нарушена; дети частично передавали содержание текста; у детей связность и последовательность изложения значительно нарушена, дети при пересказе не соблюдали определенную логическую последовательность в описании признаков предмета, у них отмечались множественные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков.
Формирующий этап эксперимента «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе».
Для развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе мы разработали следующие направления.
1. Игры, направленные на развитие связной речи по теме «Сезонные явления в природе». ознакомление детей с сезонными явлениями в природе : «Назови слова-родственники» - активизация умения образовать родственные слова (снег – снежинка –снеговик – снегурочка –подснежник)., «Назови ласково» - учить образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом, «Продолжи предложение» - (дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида)-Здесь цветы расцветают, а у бабушки уже расцвели, «Почему так назвали?» -Образование новых слов. Первоцвет, подснежник.
2. Комплекс занятий, направленных на развитие связной речи по теме «Сезонные явления в природе». Такие как «Сезонные изменения в природе», «Времена года», «Осень». Сезонные изменения в природе», «Зима. Сезонные изменения в природе», «Весна. Сезонные изменения в природе», «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы».
3. Оформление группы для каждого сезона года.
4. Создание дидактического пособия «Сезонный глобус».
Дидактические игры, основанные на использовании такого «Сезонного глобуса», могут включать в себя:
- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе,
- обогащение и расширение словаря детей,
- ориентировка в пространстве: справа - слева, вверху, внизу,
- ознакомление детей с цветом, формой, величиной. Игры с дидактическим пособием «Сезонный глобус» проходили в группе, как в утренние часы, так и в вечерние.
5. Экскурсии в природу, направленные на наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе : «Погода осенью», «Изменения деревьев и кустарников осенью», «Хмурое небо», «Труд людей осенью», «Как мы одеваемся осенью», «Погода зимой», «Изменения деревьев и кустарников зимой», «Погода весной», «Изменения деревьев и кустарников весной», «Первые цветы» и т. д.
6. Консультации с родителями.
7. Праздники и развлечения в конце каждого природного сезона. (праздник «Осень золотая», праздник «Зама озорница», праздник «Весна Красна») и развлечения («Осенние сюрпризы», «Осень – пора богатого урожая», «Зимние забавы», «Зима чаровница», «Весеннее настроение», «Первоцвет», «Птицы прилетели», «Первый одуванчик», «Красное солнышко»).
8. Составление рассказов на следующие темы: «Природные явления осени», «Природные явления зимы», «Природные явления весны», «Сезонные явления в жизни растений», «Сезонные явления в жизни животных», «Сезонные явления в различные времена года (дождь, снег, текущие ручьи и т. д.)», «Труд взрослых осенью», «Труд взрослых зимой», «Труд взрослых весной», «Листопад», «Отлет птиц», «Линька зверей», «Появление кучевых облаков», «Туча – гроза – молния – гром», «Дождь-солнце - радуга»; «Таяние снега-ручьи» и др..
Занятия были спланированы с учетом сезонных явлений в природе : лето, осень, зима, весна. Основные наблюдения проводились в первой половине дня, так как в это время дети наиболее настроены на восприятие знаний о природе и способны больше запомнить информации по проводимому занятию.
В ходе проведения экспериментальной работы мы наблюдали заинтересованность детей. Они с удовольствием включались в экспериментальную деятельность.
В заключение была проведена контрольная диагностика.
Были получены следующие результаты:
Исследование развития связной речи детей по трем методикам показало, что общий уровень развития речи – средний.
- исследование развития связной речи детей с помощью методики Е. В. Желтышевой показали, что общий уровень развития связной речи – средний.
- исследование развития связной речи детей с помощью беседы по прочитанному по методике О. А. Есиной показали, что общий уровень развития связной речи с помощью беседы по прочитанному – средний.
- исследование развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе с помощью методики Т. И. Пилипенко показали, что общий уровень развития связной речи в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе – средний.
Таким образом, предложенные направления развития связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе дали положительные результаты.
Следовательно, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.