Лучший педагог года

Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе

Папазян Армине
Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе
▼ Скачать + Заказать документы

Работу по ознакомлению детей первой младшей группы с сезонными явлениями мы начали с планирования. Старались, по возможности, охватить все отрезки времени данной работой, включая различные виды деятельности детей, прогулку, развлечения. Вот, например, какую работу мы планировали и проводили на прогулке в феврале:

* Наблюдение за солнцем : оно появляется все чаше, с каждым днем светит ярче.

Публикация «Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе» размещена в разделах

* Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить: ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

* Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине).

* Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

* Наблюдения за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц.

Осенью на прогулках формировали элементарные представления об осенних изменениях в природе : на деревьях разноцветные листья, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев. Предлагали поиграть с разноцветными осенними листьями, учили называть их основные цвета (желтый, зеленый, красный).

Для закрепелния знаний проводили дидактические игры «Найди такой же листок», «Покажи красный (желтый, зеленый) листок. Основная цель игры «Найди такой же листок» – научить детей находить в природе листья растений, которые им показывают. Рассматривали с детьми листья с деревьев, которые растут на участке детского сада, например, клена, березы, тополя. Затем поднимали один листок и предлагали детям найти лист с этого же дерева.

Очень подходила к теме наблюдения подвижная игра «Мы – осенние листочки». Дети все вместе произносили слова и выполняли действия в соответствии с текстом стихотворения.

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Ветер снова подул

И листочки быстро сдул.

Покрутил их, покружил

И на землю опустил.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

С помощью вертушек показывали детям, как дует осенний ветер; во время дождя слушали, как стучат капли по крыше и стеклам окон, читали потешку «Дождик-дождик»

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить.

На прогулке обязательно обращали внимание детей на то, как одеты люди на улице осенью.

А вот какую цель прогулки весной мы определили, и как строилось наблюдение.

Цель: помогать детям всматриваться, вслушиваться, замечать кра-соту природы и переживать чувство радости в связи с этим.

Позвали детей посмотреть на только что появившиеся листья: «Ребята, поглядите, наконец-то появились из своих домиков листочки. Понюхайте, нравится вам запах? Тихонечко дотроньтесь до них пальцами. Что вы чувствуете?

Дети. Листочки липкие, нежные, мягкие, теплые.

Давайте представим, что мы тоже листочки, только что родились, качаемся на ветках высоко над землей. Чувствуете, как ласкают нас теплые лучи солнца? Что еще чувствуют листочки?

Дети. Ветерок раскачивает как на качелях. Приятно. Радостно.

Часто во время наблюдений на прогулке использовали небольшие стихотворения, потешки, заклички, песенки. Они только украшали содержание наблюдений, создавали атмосферу радости и красоты. Так, в зимнее время обращали внимание на то, как снег укрывает землю, деревья и дома; как он падает; предлагали потрогать снег для ознакомления с его свойствами (холодный, белый, тает). Вспомнили с детьми песню «Зима» (муз. В. Красевой, сл. Н. Френкель) :

Вот зима, кругом бело:

Много снега намело.

Утром Ваня санки взял,

По дорожке побежал.

А в саду у нас гора,

Все катаются с утра.

Крикнул Ваня: «Берегись!»

Покатился с горки вниз.

Предлагаем несколько небольших по объему стихотворений, которые украсят наблюдения с детьми за сезонными явлениями в природе :

– Туча, туча, ты откуда?

– А оттуда!

– Туча, туча, ты куда?

– А туда!

Туча медленно плывет,

Дождик маленький идет.

Дождик, дождик – кап да кап!

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять –

Наденем галошки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Наших детушек мочить.

Наших детушек мочить.

Снегопад

Снегопад, снегопад!

Засыпает снегом сад,

И болота, и луга,

И речные берега,

И тропинки горные,

И поля просторные.

Все крутом белым-бело,

Все дороги замело.

В белых ватниках дубки,

Ели в белых платьицах.

Рады зайцы-беляки –

Лече будет прятаться.

(И. Василевский)

Заклички

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солныщко, нарядись,

Красное покажись!

Дождик-дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

Радуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка

Колоколнышка!

Жаворонки-жавороночки,

Прилетайте к нам.

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки-ноги отморозила!

Веселей-светлей

Засияло солнце,

Вот веселый месяц май

К нам взглянул в оконце!

Дождались мы светлого мая,

Цветы и деревья цветут,

И по небу синему, тая,

Румяные тучки плывут.

Здравствуй, май веселый,

Мы ждем тебя давно.

Зеленые деревья

К нам глядят в окно.

За период практического исследования был проведен ряд комплексных занятий. Представим два из них – «Осенний листопад» и «Выпал первый снежок».

На занятии «Осенний листопад» дети рисовали «разноцветный ковер» из листьев. Сначала предложили детям посмотреть за окно – на улице золотая осень. «Кто из вас любит гулять по осеннему парку? Я тоже очень люблю осень, осенний парк. А давайте с вами пойдем, побегаем по парку, погуляем по золотым листочкам. Дети идут гулять в парк, вдруг подул ветер и на дорожку посыпались листья». Мы разбросали листочки и вместе с детьми спели песню :

Дует, дует ветер,

дует-задувает,

Желтые листочки с дерева срывает.

И летят листочки, кружат по дорожке,

И бегут по листьям маленькие ножки.

После того, как дети нарисовали листочки, вместе с детьми спели грустную песенку об опавших листьях:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

В конце занятия сказали детям, что «листьям в саду грустно с нами расставаться. А вот наши листочки пусть не грустят, они на всю зиму останутся с нами».

Комплексное занятие «Выпал первый снег» включало следующее программное содержание: вызвать у детей радость от восприятия белого снега, показать, как он красиво ложится на ветки деревьев, на кусты.

Включили в занятие небольшую беседу:

– Дети, какое сейчас время года? (Зима.)

– А что бывает зимой? (Идет снег.)

– Какой бывает снег? (Белый, пушистый, мягкий, xолодный)

– Вы любите зиму? А за что? (Зимой бывает Новый год, Дед Мороз приносит подарки, наряжают елку.)

– За что еще дети любят зиму? (Зимой можно кататься на коньках, на лыжах, на санках.)

Послушайте, какие чудесные стихи есть о зиме, снеге:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый,

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

М. Познанская

Дети рисовали на цветной бумаге белой гуашью снег.

Для усвоения детьми материала занятия о зиме, использовали иллюстрации с характерными зимними признаками. Дети любовались изображениями, касались пальцами «снежного покрова» иллюстрации (Приложение 2).

В ходе исследования были составлены рекомендации для родителей по организации прогулок с детьми и содержанием наблюдений за природой и сезонными явлениями. Данные рекомендации были оформлены в виде памяток и переданы родителям. Предлагаем некоторые материалы из рекомендаций :

Осень – время расцвечивания листьев и листопада, красивое и удивительное явление природы. Не забывайте полюбоваться красотой осени.

Гуляя с ребенком, спросите: «Что это? Да, это листик. Я дарю его тебе». Вместе покружитесь с листьями в руках, походите, послушайте, как листья шуршат под ногами; посмотрите, откуда к нам слетаются листья; поищите, кто прячется в земле под листьями.

В разную погоду наблюдайте, как с деревьев падают листья, разные по цвету, красивые. «Посмотри, как листья летят с дерева, они легко кружатся и опускаются на землю». С детьми старше полутора лет рассмотрите окраску листьев (желтые, красные, зеленые). Попросите ребенка принести листочек – большой, маленький, желтый, красный. Составьте букет из них. «Листик, листик, еще лист, и получится букет»

Прочтите стихи:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Листья под ногой шуршат,

Скоро голый будет сад.

Дайте задание малышу: собрать листья сначала одного цвета (только желтые, затем другого, рассмотреть их. Из собранных листьев можно вместе сделать шапочки, юбочки, гирлянды, скалывая их черенками.

С похолоданием обратите внимание детей на то, что цветов на клумбе все меньше и меньше: «Им холодно, они завяли». В парке, около дома посмотрите, как изменились деревья. Все листочки упали на землю. Деревья стоят голые, без листьев. Понаблюдайте, как изменилось поведение птиц. Они собираются в стаи и улетают в теплые края. Остаются воробьи, голуби, вороны. В наблюдениях за любыми животными обращайте внимание, прежде всего, на их проявления, движения. Так, наблюдая за птицами, поясните: «Сейчас насыплю зернышки и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотри, какие красивые птички прилетели и клюют. Что они делают сейчас? (Клюют.) Чем клюют? (Клювом.) Как? (Клю-клю.) А теперь птички улетели. У них есть крылья». После этого можно вместе спеть песенку про птичку. Чтобы повысить эмоциональный тонус детей, удовлетворить их потребность в разнообразных активных движениях, проведите подвижные игры (птички летают, клюют).

Зима – это время холода и мороза, коротких дней и ослепительного снега. Идет снег. Он приносит тишину. Во время снегопада детям до 2 лет покажите, как падает снег, он белый, очень красивый. Кругом белым-бело.

С детьми 3-го года жизни организуйте наблюдения за падающим снегом : снег легкий, он медленно опускается на землю, ложится на дорожки, скамейки.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

«Посмотри, где еще снег? На шубке, шапке, варежках». Рассмотрите с ребенком узорчатую снежинку на рукаве.

Дайте возможность ребенку убедиться самому, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли – растаяли. A на земле они не тают и образуют много снега, снежный покров, сугробы, пышные снежные шапки. 3-летнего малыша можно спросить, почему на ладони снежинки тают, а на земле нет. Предложите набрать снег в тарелку. Как сделать, чтобы он растаял? Вынесем воду на улицу и посмотрим, что с ней будет. Предлагайте такие простейшие опыты несколько раз, чтобы ребенок понял, что это постоянные, закономерные явления.

В теплую погоду снег липкий, из него можно лепить, снежки, сделать

много разных построек (снеговика, теремок, берлогу для медведя и др.). «У меня в руке снежок, а слепила пирожок». Обращайте внимание детей на то, что снег пушистый, сухой рассыпается (подбросьте его лопаткой вверх, из такого снега лепить нельзя. Малыш может принимать посильное участие в работе взрослого по уборке, снега около дома.

В зимнее время обратите внимание детей на деревья и кусты, которые стоят голые, без листьев. Дети отыскивают дерево, выделяют у него ствол, ветки (ствол один, веток много). Дети 3-го года начинают распознавать зеленую елочку и белоствольную березу, которые отчетливо выделяются на фоне белого снега. Проведите игры : «Раз, два, три. елку найди!», «Раз, два, три. к березе беги!»

В это холодное время года очень важно вместе с детьми проявлять заботу о птицах. Чтобы привлечь их, корм необходимо регулярно класть в одном и том же месте. Кормовой столик или кормушку расположите так, чтобы дети могли сами положить корм, сами заботиться о птицах. Самое главное – заинтересовать ребенка и по возможности регулярно класть корм в кормушку.

Сравните по величине, кто больше: воробей или голубь. Как они отличаются по цвету оперения? Понаблюдайте с ребенком за поведением птиц и отметьте: одни храбрые, а другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны. Посмотрите, как птицы летают, как передвигаются по земле. Дети 2-х лет могут уже называть характерные действия птиц: клюют корм, летают, прыгают, ходят. А затем начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц.

Весна – особое время года. Кругом царит оживление. Весной пробуждается жизнь растений. В апреле найдите на ближайшем газоне яркую зеленую травку, полюбуйтесь вместе с ребенком нежной свежей зеленью. Спросите его, что это, какого цвета травка. Предложите осторожно погладить листочки.

«Стало солнце пригревать

Землю мокрую ласкать,

И трава очнулась,

К солнцу потянулась».

После дождя на утренней прогулке предложите ребенку посмотреть, как красиво стало на улице – чистые дорожки, черная земля и зеленая травка блестит. Солнышко улыбается, смеется.

Дождь покапал и прошел.

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо

И большим и детям.

Интересно поискать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, попозже – одуванчик. В яркий солнечный день вы вышли на прогулку и увидели много цветущих одуванчиков. «Ах, какой красивый луг! Посмотри, как много желтых цветов. Настоящая золотая полянка. Послушай загадку: «Желтые кружочки, солнышка дочки». Или еще загадка: «У него чудесный золотистый цвет, он большого солнца маленький портрет». Да, это одуванчики. Почему их так назвали в загадке? Они, как солнечный ковер, а каждый одуванчик – как маленькое солнышко», – поясняет взрослый.

С детьми 3-го года жизни не только любуемся красотой растения, но и предлагаем рассмотреть его. «Что у одуванчика самое красивое? Какого цвета цветок? «Носит одуванчик желтый сарафанчик.» Какой формы? На что похож цветок? (Кружок, шарик, солнышко.) Чем похож на солнышко? Понюхай цветочек, пахнет или нет? На чем растет цветок одуванчика? (На стебле.) Какого он цвета? Длинный или короткий? Толстый или тонкий? Потрогай стебелек, проведи рукой, какой он на ощупь? (Гладкий.) А где у одуванчика листья? Давай вместе поищем. Вот, оказывается, где листочки, внизу у стебелька и лежат на земле. Большие они или маленькие? Сколько их? Какого они цвета?» Прочитайте стихотворение:

Одуванчик золотой –

Цветик милый и простой,

Он сидит среди травы,

Средь зеленой муравы.

Прямо к солнышку лицом.

После таких наблюдений предложите малышу нарисовать красивые желтые одуванчики. Через некоторое время понаблюдайте с ним за тем, как изменились одуванчики, превратились в белые пушистые шарики.

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Пусть ребенок подует на шарики и увидит, как пушинки одуванчика разлетаются во все стороны. Объясните, что из них вырастут новые желтые одуванчики.

Постоянно приучайте детей бережно относиться к природе : не топтать траву, не рвать цветы.

Весна – время прилета птиц. Обратите внимание ребенка на грачей – больших черных птиц. Что они делают, как их много сидит на дереве, как они громко кричат. Интересно заметить, как оживились воробушки: звонко чирикают, много летают, купаются в лужах

В гнезде воробушки живут

И утром только лишь встают.

«Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик»

Так весело поют.

Лето – замечательная пора расцвета всей природы. Благодаря обилию тепла и света жизнь развивается в это время года во всей полноте, бурно. Малышу важно зать многообразие красивых цветущих растений, приучать к бережному обращению с ними.

Гуляя с детьми в лесу, на лугу, можно познакомить с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик, рассмотреть их, найти у них листья, цветки, сравнить по окраске (белый, красный, желтый). Сколько разных по цвету красивых цветов! Хорошо провести игру «Найди такой же цветок».

Публикации по теме:

Ознакомление детей младшей группы с весенними явлениями в природе Содержание программы. Накапливать у детей представления о весенних явлениях в природе (солнце ярко светит, тепло, снег тает,текут ручьи,.

Безопасная игра на природе в зимний период. Рекомендации для родителей Правила безопасной игры на природе в зимний период. Зима - только это время года радует большим разнообразием игр и развлечений на свежем.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Цели: — формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); — учить различать и характеризовать приметы.

Рекомендации для родителей воспитанников младшей группы «Учимся наблюдать за изменениями в природе» на все времена года Учимся наблюдать за изменениями в природе. ЛЕТО Наступило лето, а лето – это мир удивительных открытий для ваших детей. На что нужно обратить.

Методические рекомендации для воспитателей «Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы» «Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы» Формирование представлений о закономерных круглогодичных изменениях.

Методические рекомендации по проведению бесед с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации проведения бесед с детьми дошкольного возраста С детьми дошкольного возраста очень важно грамотно использовать.

Презентация «Методика обучения родителей организации и проведению наблюдений за неживыми объектами» Тема: Методика обучения родителей организации и проведению наблюдений за неживыми объектами. Актуальность: Знания о неживой природы дети.

Ознакомление детей младшей группы с летними явлениями в природе Детей приучают наблюдать характерные явления в летний период и устанавливать простейшие связи между ними (ярко светит солнце - стало жарко,.

Проект по экспериментальной деятельности с детьми 2–3 лет «Ознакомление детей раннего возраста с зимними явлениями природы» Проект по опытно–экспериментальной деятельности с детьми 2–3 лет «Ознакомление детей раннего возраста с зимними явлениями природы» Актуальность.

Прогулка и организация наблюдений в природе с детьми второй младшей группы 1. Подготовка к прогулке: подготовка участка для прогулки обеспечение чистоты на участке, исправности оборудования, уточнение погодных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе
Опубликовано: 5 января 2019 в 14:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе» (включая файлы) размещена пользователем Папазян Армине в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД