Жегалова Ирина
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Обратите свое сердце к книгам…
«Какое богатство мудрость и доброта
рассыпано по книгам всех времен и народов!»
Л. Н. Толстой
Средний возраст самый оптимальный для воспитания и обучения. Четырехлетний ребенок переходит из пасивного слушателя в активного участника, переживающего за героев литературных произведений. Дошкольники с удовольствием слушают казахские, русские народные и зарубежные сказки. Они уже сами могут определить добро и зло, оценивать поступки героев. Симпатизировать одним и осуждать неблаговидные поступки других.
Публикация «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В речи ребенка могут встречаться нарушения. Не все дети могут правильно произносить сонорные и шипящие звуки, не у всех достаточно хорошо развита интонационная выразительность речи.
Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:
• Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.
• Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
• Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.
• Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
• Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.
• Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.
Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи является – знакомство дошкольника с художественным сло-вом.
Читая рассказы, сказки, стихи я знакомлю детей с окружающей дей-ствительностью, побуждаю мыслить, чувствовать, понимать. Так знакомя детей с украинской сказкой «Колосок», я обратила внимание на то, как они эмоционально реагировали по ходу сказки на поведение мышат, рассуждали и понимали, почему петушок не пригласил ленивых мышат к пирогу.
Художественное слово помогает мне обогащать эмоциональную жизнь детей, формировать нравственные начала. Слушая рассказ или сказку, дети живут жизнью героев, учатся сочувствовать положительному герою и осуждать зло. Например:беседуя по сказке «Кот, петух и лиса» дети запомнили, что нельзя чужим открывать даже окно, разговаривать с ними, так как это может привести к беде. Научились на примере кота и петуха дружбе и взимо выручке, осудили хитрость и коварство лисы.
Яркие образы художественных произведений, поэтические картины природы, музыкальность и напевность стихов, мягкость и выразительность языка очень нравится малышам. Они чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие сказки, народные песенки, стихи и потешки. Так разучивая потешки с детьми, я обратила внимание на то, что дети их легче запоминают, если сопровождать заучивание действиями по тексту, сменой интонации, сменой темпа чтения и силой голоса.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
-То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочьком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
А нос пятачком!
Художественное слово, в котором глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребенку понять красоту звучащей речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические представления.
Дедушка Ежок
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок.
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!
Один из самых действенных приемов развития речи дошкольников – беседа.
Она представляет собой зарание приготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему. Так, проводя беседы об осени, я побуждала детей размышлять, воспроизводить наиболее значимые существенные особенности осени: золотая, теплая, хололдная, дождливая, снежная, мокрая, солнечная, хмурая и т. д. Учила сравнивать периоды времени года:ранняя осень, поздняя осень,, рассуждать, обобщать. В беседах постепенно сформировались у детей связные логические высказывания, оценочные суждения, активизировался и обогащался слорварный запас. Таким образом, беседа стимулирует развитие мышления и речи.
Особое место отводится обучению рассказыванию, т. к. оно является одним из действенных средств развития связной речи. Перессказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное восприятие прослушанного текста. Перессказывая, дети могут пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание, но, осмысливая текст, они могут и передавть его свободно.
Необходимо выделить следующие виды занятий по развитию связной речи как :
- пресказ литературных произведений, где дети учатся выразительно передавать диалоги действующих лиц и пресказывать содержание произведений;
-составление рассказа по картине или по серии сюжетных картин;
-описание литературных героев с помощью вопросов воспитателя, называя наиболее характерные для них признаки.
Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное, или составить собственный рассказ, я использую наглядный план - мнемотаблицы. На плане изображаю последовательность основных эпизодов (3-4 ключевых эпизода рассказа) к каждому из которых нарисованны условно (схематически) главные персонажи или объекты (человек, животное, дерево и т. д.). Такой план помогает детям соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно, рассказывать в дальнейшем.
На последующих занятиях я усложняю задания. Дети подбирают определения к существительным с предметным значением, выполняют упражнения, направленные на активизацию глаголов. Таким образом, задачи активизации словаря сочитаются с задачами связной речи. Дети повторяют то, что они слышали на занятии, или рассказывают что-то новое. Если они не правильно строят предложение, я повторяю свой рассказ, предлагая внимательно следить за тем, что и какими словами рассказываю. Знакомя детей с рассказом Е. Чарушина «Курочка», я загадала загадку: Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. Обратила внимание детей на картину с изображением курочки, какого она цвета? Какая она? (желтая, пестрая, разноцветная). Показала картинку с изображением цыпленка. Попросила рассказать, какой цыпленок? (маленький, пушистый, как комочек). Какого он цвета? (Желтого, золотистого). Обратила внимание на то, чем похожи курочка и цыпленок? (У них есть голова, крылышки, лапки). Чем они не похожи? (Курочка большая, а цыпленок маленький). Какие цыплята? (маленькие, пушистые). А мама- курица, какая? (Большая, добрая, заботливая, внимательная). Вспомнила, какую сказку про курочку, дети уже знают? (Курочка Ряба). Прочитав рассказ, задала вопроосы по тексту: Про кого этот рассказ? Как цыплята спрятались под крылышки к курице? А кто не спрятался? Что они делают? Прочитав рассказ повторно, предложила рассказать его. Первый ребенок рассказал, как курочка с цыплятами гуляла, как она их прятала, а другой рассказал, как цыплята спрятались под крылом курочки. Затем опросила еше 2 пары детей.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие в окружающей их жизни, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, то и не понял и не узнал ее», - писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические (нравственные) представления.
Итак, подводя итог, можно отметить- художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектором моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Речевая функция является одной из важных функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психологические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.
Книга всегла была и остается основным источником формирования правильной развитий речи. Чтение обогащает не только интелект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивать личность многосторонне и гарманично. Поэтому я уделяю большое внимание воспитанию у детей любви к книге. Рекомендую родителям так же прививать любовь к книге через рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, чтобы впоследствии, когда ребенок научится сам читать, он делал это с любовью.