Анна Шабаева
Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой
Аналитическое обоснование
Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
В детстве всё начинается со сказки.
Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребёнку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе.
Малыши лучше воспринимают сказку при непосредственном контакте с взрослым, поэтому сказки лучше рассказывать и лишь при необходимости подсматривать в текст.
Расширяя круг представлений о природе нужно умело подбирать литературу для чтения, например для детей младшего дошкольного возраста нужно использовать больше сказок. Серии книг «Тайная жизнь», «Пернатые хищники», В. Степанов «Самая послушная», «Самый смелый», «Самый мохнатый», «Самый ловкий», «Самый смелый», «Самая пушистая», и т. д.
Дети дошкольного возраста чутко реагируют на поэтическое слово. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть прелесть летнего луга, дубовой рощи, заснеженной берёзки, испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром. Следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку стихи. Информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании малыша яркие, зримые, конкретные образы.
Цель проекта:
- Формирование ценностного отношения к природе на основе эмоционального воздействия художественного слова.
- экологического образования дошкольников является формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.
Замысел проекта:
- через произведения художественной литературы формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
-формировать умения и навыки наблюдения за природными объектами;
- воспитывать гуманное, эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом,
-развивать чувство эмпатии к объектам природы;
-формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
- учить различать и называть конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп, обитающих в Мордовии.
- создать предметно-развивающую среду по экологии.
- воспитывать любовь к родному краю, природосбережения, природоиспользования.
-Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.
- В процессе познавательно- исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, удовлетворять детскую пытливость.
- Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки
-. Следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности:
Познавательный, игровой.
- по времени проведения: долгосрочный.
Участники проекта:
Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
- материально- техническое оснащение:
Детская художественная литература для детей младшего дошкольного возраста мордовских и русских писателей; народные сказки на экологическую тему; авторские сказки (мордовских и русских писателей).
Настольный театр. Театр на фланелеграфе для обыгрывания сказок.
Картины с изображение времен года; инвентарь по уходу за живыми объектами; стол с ёмкостями для воды и песка;
оборудование для игры «Собираемся в поход»; магнитная доска с магнитами; фланелеграф; сюжетные игрушки;
кормушка с изображениями птиц на подставках; дощечки для рисования мелом; сигнальные карточки; раздаточный материал (снежинки, листья, фишки и т. д.); волшебная палочка; перфокарты; приборы-помощники: штатив, настольная лампа, фен, вентилятор, лупы, микроскопы, магниты; колбы, ёмкости; природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы; сыпучие продукты: мука, крахмал, сахар, соль, кофе, чай, сода; ё мкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы; красители: пищевые, гуашь, акварель; вспомогательные материалы: воздушные шары, свечи, прозрачное стекло, ленточки, бумажные полоски, змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер;
медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, шапочки, пипетки, весы; картины с изображением животных различных экосистем, изображение растений разных экосистем; магнитафон с записью, физкультурное оборудование; музыкальные инструменты.
Предполагаемый результат:
Дети должны расширить и углубить интерес животному и растительному миру. Стать более эмоциональными, восприимчивыми и отзывчивыми к явлениям, происходящим в живой и неживой природе. Должны стать более наблюдательными, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательное по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появится интерес к чтению художественной литературы. Родители должны больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, художественная литература должна оказать огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Срок с 02.09.2019 г. по 31. 05.2020 г.
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно- популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности, игрушек;
- подбор материалов для художественного творчества и продуктивной деятельности детей;
- составление перспективного плана мероприятий.
Совместная с детьми деятельность:
- введение детей проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
- формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
Совместная деятельность с родителями
Оказать помощь родителей на занятиях при практической деятельности.
Перспективное планирование
Сентябрь
1. Наблюдение за растениями на участке; за солнцем; за небом; за кустарниками на участке.
2. НОД по лепке «Овощи».
3. НОД по рисованию «Фрукты».
4. Чтение художественной литературы : «Огурцы», «Капуста» В. Мусатов, «Падают, падают листья» М. Красева, «Солнышко» Г. Ладонщиков, «Последнее яблоко» Ю. Коринец
5 Дидактические игры:.«Чудесный мешочек», «Узнай на вкус»; «Гав- гав», «Парочки», «Кто, где живёт», «Кто как кричит?»
Октябрь
1. Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин»
«Цветочный магазин»
«Делаем салат из овощей»
2. Дидактические игры:
«Домашние животные»
«Животные леса»
«Узнай птицу по ее пению»
«Назови дерево»
«Собери птицу из пазлов»
«когда это бывает?»
«Кто так кричит?»
3. Чтение художественной литературы :
«Гуси вы гуси», «Коза» В. Берестов, «Петушок» Л. Миронов, «На заре» Т. Волгина», «Заинька» Л. Некрасова, загадки о животных
4. НОД по рисованию «Падают, падают листья»
Ноябрь
1. Строительные игры:
Строительство домов для животных.
Строительство зоопарка.
Делаем кормушки.
Делаем клумбу для цветов.
Строительство курятника.
Строительство заповедника.
Строим норки из песка.
Делаем дорожки из камней.
2. Театрализованные игры:
Русская народная сказка «Кот и лиса»./ театр на фланелеграфе/.
Мордовская народная сказка «Благодарный медведь» /настольный театр/.
3. Драматизация:
Мордовская народная сказка «Как собака друга
искала».
Русская народная сказка «гуси- лебеди».
4. Коммуникативные игры:
«Угадай по описанию»;
5. НОД по миру природы «Лесные звери поздней осенью»
Декабрь
1. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима», «Детство» (отрывок).
2. Чтение художественной литературы : «Покормите птиц зимой» Л. Яшин, загадки о птицах
3. Дидактические игры: «Парочки - птицы», «Кто больше», «Когда это бывает?», «Собери картинку
4. НОД по рисованию «В лесу родилась елочка.
5. НОД по аппликации «Маленькой елочке холодно зимой»
Январь
1.«Знакомство со свойствами снега»
«Знакомство со свойствами воды»
- как снег становится водой
- вода льётся из крана
- вода холодная и горячая
- как вода превращается в лед
2. Чтение художественной литературы : потешки «Водичка- водичка», «Ой вода, вода, вода», Б. Заходер «Первый снег», В. Берестов «Гололедица», загадки о снеге, льде.
3. Дидактическая игра: «Ответь правильно», «Собери картинку», «Четвертый лишний»
4. НОД по рисованию «Снег, снежок»
5. Конструирование «Строим поделки из снега на игровом участке»
Февраль
1. Эксперементы с водой и снегом:
- разноцветная вода
- разноцветные льдинки
2. НОД «Заяц и волк – лесные жители»
3. НОД по развитию речи «Медведь и лиса - обитатели леса»
4. Чтение художественной литератыры :
«Звери зимой» М. Пришвин, загадки о животных, «Зайчик» А. Введенский, Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волк»
5. Дидактические игры:«Парочки - дикие животные», «Узнай по описанию», «Лото» «Заинька»
Март
1. НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»».
2. Наблюдения:
- за веточками ивы
- появлениями первых листочков
- за ростом лука
- за солнцем, первыми признаками весны - капелью
3. НОД по речевому развитию «Здравствуй весна»
4 Труд «Посадка лука»
5 «Весенняя песенка» С. Маршак. «Весна» И. Токмакова, загадки о весне, о луке, «Весенние ручейки» Н. Сладков
6. Дидактические игры:«Когда это бывает?», «Солнечные зайчики»
7 НОД по лепке «Подснежник»
Апрель
1. Наблюдения:
- за солнцем
- за небом
- за изменениями в одежде детей, за первыми проталинами.
2. НОД по речевому развитию «Беседа с детьми «Весна в лесу» - 2 занятия
3. Чтение художественной литературы :
«Март в лесу» И. Соколов - Микитов, «Молодцы - удальцы» С. Щукин, «Подснежк» Е. Серова, «Медведь проснулся» Г. Ладонщиков
4. Дидактические игры:
«Доскажи словечко»,. «Чей домик», «Чьё гнездо?»
НОД по рисованию «Одуванчик»
Май
1. Беседа с детьми как правильно вести себя в лесу.
2. Беседа «Почему, нельзя кушать грязными руками»
3. Беседа «Почему, нельзя кушать немытые овощи и фрукты»
4. наблюдения: за солнцем, небом, погодой, за растительным миром на участке д. / сада и в природе, за животным миром, за птицами, за насекомыми, за дождём. Закрепление пройденного материала
5. Чтение художественной литературы :
«Три горошины» Шарыгина, «Грядка» В. Глушенко. «Картошка» Э. Островская, загадки и стихи об осени, весне, зиме.
- загадки о весне, цветах, насекомых, животных, птицах. «Солнышко» О. Высоцкая, С. Маршак «Дождь», «У солнышка в гостях» С. Могилёвская, «Муравейник», «Фиалки», «Одуванчик» Е. Серова, «Радуга».
6. Дидактические игры:
«Когда это бывает?», «Так бывает или нет»,
«Сложи картинку»
все дидактические игры, которые проводились в течение учебного года
Работа с родителями Конкурс на лучшую «Экологическую сказку»
Конкурс среди родителей на лучшую поделку из природного материала.
Консультация для родителей «консультацию на тему: «Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»; консультацию для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами поэзии.»