Мария Нарожная
Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
УДК 159.923.2
М. Г. Архипова
студентка 2 курса магистратуры группы 580352
ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация
Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа Я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Аннотация
Публикация «Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
В данной статье рассмотрен эмоциональный образ Я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, также рассмотрены различные теоретические подходы к пониманию эмоций. Показано, что проблема развития эмоциональной сферы и эмоционального образа Я есть одновременно и проблема развития Я – концепции личности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, их самоотношения и социально адаптированного поведения.
Ключевые слова
Младшие школьники, эмоциональный образ Я, Я – концепция, умственная отсталость.
При анализе когнитивной стороны составляющей смысла "Я", нам важно затронуть вопрос о его эмоциональной составляющей : аффективное значение должно отображать эмоциональный тон образа "Я". Актуальность исследования состоит в том, что развитие эмоционального Я детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью характеризуются : незрелостью эмоций и чувств, из-за этого у них слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности [5, c. 56].
Так, И. С. Кон указывает на самоуважение и определяет его как итоговое измерение "Я", которое может выражать меру приятия или неприятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, а также производное от совокупности отдельных самооценок личности [7, c. 155].
К. Изард, в свою очередь, подчеркивает, что эмоции это специфические субъективные переживания, которые порой очень ярко окрашивают то, что мы ощущаем, воображаем, мыслим [6, c. 215].
Например, П. Милнер считает, что отличать эмоции (гнев, страх, радость и т. п.) от общих ощущений возможно (голода, жажды и т. д.). Тем не менее, они обнаруживают много общего, и их разделение является условностью. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции [8, c. 325]
Так, согласно П. В. Симонову, эмоции определяются как форма психического отражения, которая в виде различных переживаний отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение [10, c. 275] Кроме особенностей развития эмоционального образа Я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, у детей с ОВЗ имеются психологические особенности развития в таких сферах как : ценностные ориентации, самооценка, самоощущение, Я – концепция. В то же время, ценностные ориентации, самооценка, самоощущение и Я – концепция могут быть проявлением и фактором, формирующим эгоцентризм в случае их направленности на себя. Естественно Образ Я непосредственно является составляющей Я – концепции, который представляет собой сложное психическое явление и оно, в свою очередь, не сводится к осознанию своих качеств (отношение к себе, а сводится к тем качествам,
которые выражаются в совокупности самооценок [1, c. 25; 2, c. 26].
Сравнительный анализ особенностей развития эмоционального образа Я показал, что у детей младшего школьного возраста в норме и у младших школьников с умственной отсталостью развитие эмоциональной составляющей образа Я имеет свои особенности. Так нормально развивающиеся школьники младших классов, согласно Т. Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различают положительные эмоции, чем отрицательные при этом им трудно отличить страх от удивления. Вместе с тем у них возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов [9, c. 140].
В то время как у умственно-отсталых младших школьников проявляются симптомы нарушения развития эмоциональной сферы такие как : раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации, отсутствие формирования социальных чувств. Также существенные трудности у них вызывает понимание эмоциональных состояний, как по мимике и пантомимике, так изображённых на картине персонажей. В частности они допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым [4, c. 113].
Исходя из того, что развитие эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью деформировано, то и развитие эмоционального образа Я, входящего в Я - концепцию, существенно нарушается. Вследствие этого у таких детей отмечена низкая самооценка, неуверенность в себе, слабость, уязвимость личности, нарушения в формировании и развитии социально-адаптированного поведения.
Поэтому большой интерес к данной проблеме обозначен пониманием того, что самооценка и самоощущение, как составляющие образа Я, представляют собой ядерное основание личности, которые определяют все стороны ее жизнедеятельности. Исходя из вышесказанного, важно понимать закономерности развития этих структур в онтогенезе, что позволяет определить пути профилактики дальнейшего нарушения личностного развития ребенка с умственной отсталостью [3, c. 27].
Список использованной литературы:
1. Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции / Под общ. ред. А. В. Иващенко. М. : МОСУ, МГСА, РПО, 2001. 40 с.
2. Агапов В. С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований //
Акмеология. 2012, № 3 (43). С. 26–31.
3. Агапов В. С. Системное изучение Я - концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013,
№ 1 (45). С. 27–30.
4. Вилюнас В. Психология эмоций. «Питер» М. 2004. – 299 с.
5. Джемс У. Психология. - М. : Педагогика, 1991, 80 с.
6. Изард К. Е. Психология эмоций / К. Е. Изард. – СПб. : Питер, 2012. – 496 с.
7. Кон И. С. «Открытие Я» М., Политиздат, 1978. 367 с.
8. Милнер П. «Физиологическая психология». – М. : «Мир», 1973. – 644 с.
9. Пискарева Т. Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. - СПб. ,1998. – 200 с.
10. Симонов. П. В. «Информационная теория эмоций. Хрестоматия по психологии. Часть I ЭМОЦИИ И ВОЛЯ». М., 1987. – 447 с.
© Архипова М. Г., 2017