Любовь Бурнашева
«Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников посредством нетрадиционной изобразительной техники»
▼ Скачать + Заказать документы
И в десять, и в семь и в пять
Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
«Творчество» (креативность)
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей. Развитие в наших детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ.
Публикация «„Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников посредством нетрадиционной изобразительной техники“» размещена в разделах
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления самостоятельности и активности.
Во время работы, я столкнулась с проблемой,- дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам, а нетрадиционные техники изображения используются редко.
Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей учитывая потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию.
Поставила себе несколько задач:
1. Научить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения.
2. Развивать детское творчество, путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
4. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами.
5. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.
Чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности наличие предметно - развивающей среды для продуктивной художественно-творческой деятельности просто необходимо. А также обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие многообразие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Для развития творческих способностей на занятиях я знакомила ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования и начинала этому учить шаг за шагом от простого и постепенно переходя к более сложному. Каждая из этих техник - это маленькая игра.
Опыт работы показал, что существует много техник овладение нетрадиционной техникой изображения, которые доставляют дошкольникам истинную радость, если они строятся с учётом специфики деятельности и возраста детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т. д
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Слайд 5
Использование нетрадиционного рисования позволило детям чувствовать себя:
v раскованнее, смелее, непосредственнее;
v развивает воображение, пространственное мышление;
v дает полную свободу для развития свободно выражать свой замысел;
v побуждает детей к творческим поискам и решениям;
v проявлению инициативы и индивидуальности.
Мною замечено, нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что позволяет ребенку испытывать разнообразные чувства: радоваться красивому изображению, которое он создал сам, огорчаться, если что-то не получается.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Сейчас я бы хотела вам показать несколько техник нетрадиционного рисования, которые я использовала в работе со своими детьми. Мне нужны 5 человек или 10, но вы будете работать в парах.
Паспарту
Итак, первое нетрадиционное рисование : вы рисуете на листе бумаги линии, волны. А после этого выбираете для себя силуэт из цветной бумаги, намазываете клеем уголки и приклеиваете на свое творчество. Этот вид рисования называется паспарту. Очень подходит для малышей.
Граттаж
Второе нетрадиционное рисование можно предложить детям как проблемной ситуацией: Незнайка зарисовал все картины черной гуашью и оставил только зубочистки, как нам узнать, что нарисовано? Правильно, прорисовать зубочистками. Этот вид рисования называется граттаж. Он требует более длительного времени, поэтому вы продолжайте рисовать. А мы перейдем к третьему виду.
На листьях
Это рисование …. на листьях. Сейчас вы берете листочки, аккуратно наносите гуашь и делаете отпечаток на листе бумаги, можете сделать композицию, пофантазировать с временем года.
Печать
Четвертый вид рисования это печати. Я придумала свои вид печати. Взяла крышки от молока приклеила вырезанные фигурки из магнита. Вы берете любую печать, наносите кисточкой гуашь и делаете отпечаток. А дальше подключаем фантазию и дорисовываем рисунок либо печатями либо кисточкой.
Ватные палочки
Пятый вид нетрадиционного рисования, который я бы хотела вам показать, это рисование ватными палочками. Вы скажите, ну, удивила. Я попробую вас удивить. А если нам взять несколько ватных палочек. И нарисовать дерево либо осеннее, либо летнее. Вы выбираете в тарелочку несколько цветов красок, обмакиваете в краску и наносите на рисунок.