Ольга Трифонова
Развитие ВПФ старших дошкольников посредством освоения техники ниткографии
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, наблюдается торможение развития высших психических функций (ВПФ) : памяти, внимания, мышления, гнозиса и праксиса. Развитию у детей таких качеств, как усидчивость, аккуратность, воображение, зрительно-моторная координация, способствует один из инновационных и нетрадиционных методов – метод ниткографии.
Публикация «Развитие ВПФ старших дошкольников посредством освоения техники ниткографии» размещена в разделах
- Аппликация из ниток, ниткография
- Нитки. Поделки, рисование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ниткография - это красивое и оригинальное прикладное искусство, которое было перенято у народа Уичоли, проживающего в западной и центральной Мексике. Некоторые художники трактуют слово «ниткография» как «рисование нитью». Возможно, именно поэтому к ниткографии сегодня относят такой уникальный и весьма необычный вид искусства, как рисование картин при помощи ниток.
Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец. Хорошо использовать шерстяную толстую нитку – ее ворс оставляет на бумаге самые загадочные и замысловатые силуэты. Когда нитка вытянута, две зеркальные копии изображения можно доработать так, как подсказывает фантазия. Главной задачей художника-ниткографиста является найти в крючках и петлях, оставленных нитью, образы и высказать свои фантазии.
Рисование нитью я, как учитель - логопед, практикую один раз в неделю, в форме заключительной части занятия по развитию лексико-грамматических категорий. Это служит итогом изучения лексической темы и способствует решению следующих задач:
– развитию словаря (в ходе рисования нитью происходит оречевление действий, связанных с операциями, их словесное обозначение, в ходе которого дети упражняются в изменении имен существительных по родам, числам и падежам, глаголов по временам);
- освоению навыков вычленения сходства и отличия предметов;
- определению пространственного расположение предметов (впереди, сзади, над, под, справа, слева);
- развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;
- совершенствованию тактильного анализатора;
- развитию образного мышления и фантазии.
Занятие с применением метода ниткографии состоит из 3 частей :
вводная часть (введение в лексическую тему, постановка цели (проблемы);
основная часть (развитие лексико-грамматических категорий методом выполнения упражнений);
заключительная часть (беседа о способах решения данной проблемы с помощью волшебной ниточки, подбор соответствующего цвета краски для решения данной проблемы; рисование нитью, оречевление выполняемых действий; рассматривание получившихся узоров, нахождение образов, беседа о содержании рисунков, высказывание фантазий, доработка, как подсказывает фантазия).