Вера Зворыгина
Развитие речи дошкольника посредством песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни маленького человека дошкольные годы - это период активного речевого развития. Именно тогда у ребенка формируется словарный запас и происходит овладение простыми грамматическими навыками, что представляет важный этап формирования личности ребенка и развития речи. Речь-это не просто способность человека к общению, ведь развитие речи ребёнка позволяет ему осознавать свое поведение, думать, представлять в своём воображении различные предметы и ситуации. Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Владеть ею – немалое искусство. При разговоре мы пользуемся речью, как средством передачи своих соображений, мыслей, эмоций. Общаясь, человек реализует себя как личность. Если правильная и богатая речь у ребенка, тем легче этому ребенку высказывать свои мысли, полноценнее дальнейшие отношения с другими людьми, тем больше его возможности узнать окружающий мир.
Публикация «Развитие речи дошкольника посредством песочной терапии» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При общении с детьми нельзя не заметить, что образная, богатая дополнениями, синонимами и описаниями речь детей - явление на сегодняшний день редкое.
Есть ряд проблем: это односложная, состоящая из простых предложений речь; недостаточный словарный запас; плохая дикция; бедная диалогическая речь; отсутствие навыков культуры речи.
Но какие технологии, приемы и методы помогут в развитии речи ребенка? Как сформировать речь ребенка, наполнить ее множеством красивых слов, фраз и словосочетаний? Как помочь ребенку научиться коммуникативной речи?
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Опираясь на приемы развития ребенка, предложенные авторами программы «От рождения до школы», и изучив методическую и психолого-педагогическую литературу к которой в настоящее время возрос интерес педагогов: Н. А. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту», Т. М. Грабенко Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии» меня заинтересовала методика в работе по развитию речи через песочную терапию. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.
На ребенка песок действует как магнит. Прежде чем ребенок успеет осознать, что он делает, руки сами начинают просеивать песок, строить горы, тоннели и т. д. А если еще добавить маленькие игрушки, тогда разыгрываются сюжеты, появляется целый мир, и ребенок полностью погружается в игру.
Именно поэтому в развивающих и обучающих целях можно использовать песочницу. (1)
Играть с песком дети могут не только летом, но и на протяжении всего года. В группе детского сада можно создать небольшой песочный уголок, в котором находится минипесочница, пульверизаторы, лейки, набор игрушек для игр с песком.
При игре с песком, дети развивают не только тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, но и получает удовлетворение и душевное спокойствие. Что в свою очередь способствует развитию речи, памяти и произвольного внимания.
Начиная говорить, многие дети не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняются его. Из-за нарушения речи ребёнок может быть агрессивным или замкнутым и подавленным. Такие дети требуют к себе особого внимания.
У многих детей с нарушениями развития речи кроме нарушений эмоционально – волевой сферы проявляются и другие симптомы: нарушение речевой памяти, внимания, восприятия, низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, более позднее формирование словесно-логического мышления. Всё это требует тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. (2)
Для решения задачи речевого и психологического плана применяю методику песочной терапии.
Принцип терапии песком был предложен еще К. Г. Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе", — именно так переводится термин "психотерапия". (3)
Уникальные возможности песка для обучающих целей до недавнего времени практически не использовались. Отличительной особенностью и новизной песочной терапии является использование её в развитии связной речи, словаря, грамматического строя речи, коррекции речевых нарушений.
Для ребенка песочная терапия – игра, где можно преодолеть эмоциональное напряжение, рассказать о своих проблемах, показав свои страхи, избавиться от них. Ребёнок каждый раз, отыгрывая свои эмоции, сам себя «лечит». (2)
При использовании данной методики, стараюсь развивать речь детей во всех видах организованной деятельности. Играя с песком, строят дома, сказочные корабли, путешествуют по водам рек и морей, отыскивают клад на морском дне, разыгрывают сказки на песке, где исполняют роли сказочных героев и с большим удовольствием рассказывают о своих путешествиях, приключениях. Тем самым развивают свою связную речь, пополняют словарный запас и развивают свои познавательные способности. Такие занятия учат детей общаться друг с другом, помогают чувствовать себя свободно и непринужденно, помогать друг другу в естественной для них обстановке. Они с большим интересом лепят, строят, рисуют на песке. И неважно, что результат их деятельности сохраниться недолго. Ошибки на песке легче исправить, чем на бумаге, можно стереть как, будто ничего и не было, и начать все заново. Все это даёт возможность ребенку почувствовать себя успешным. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики рук, и развитию речи.
В самостоятельной деятельности детей методика песочной терапии тоже незаменима. Наблюдая, как играет ребенок в песке, можно увидеть его внутренний мир, который он перекладывает на «песочный лист». При этом можно разглядеть психологические проблемы, если они есть у ребенка. Игры в песок формируют коммуникативные навыки.
Изучив методику песочной терапии, выделила для работы по речевому развитию игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко, разделив их на несколько групп:
- игры на развитие связной речи;
- игры на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
- игры на развитие фонематического слуха;
- игры на расширение словарного запаса; (4)
В играх на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
Учу детей проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Главное в этом - ребёнок учится понимать себя и других.
Немаловажное значение имеет работа с родителями по речевому развитию с использованием песочной терапии. В форме консультаций, наглядности, бесед можно познакомить родителей с этой методикой, поскольку роль родителей в воспитательном процессе должна быть приоритетной.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у детей происходит коррекция звукопроизношения, формируется связная речь, развивается фонематический слух, дети чувствуют себя более успешными, на высоте эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми. У детей развиваются психические процессы: память, мышление, внимание, воображение; тактильная чувствительность, мелкая моторика пальцев рук.
Положительная динамика результатов мониторинга показала целесообразность использования песочной терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Литература :
1. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. -2006.-№4.-С. 56-59.
2. Бережная, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста Н. Ф. Бережная//Дошкольнаяпедагогика. -2007.-№1.-С. 50-52.
3. Заботливая Н. Ф. Песочная терапия коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / июль, август / 2006
4. Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия / / Дошкольная педагогика № 5 / сентября, октябрь / 2004