Папки-передвижки

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами устного народного творчества

Юлия Баранова
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами устного народного творчества"

Подготовили педагоги групп с ТНР,

МБДОУ «Детский сад № 101»

Атяшева О. Н.,

Белова М. А. ,

Сальникова И. П. ,

Баранова Ю. П.

«Родное слово – основа всякого умственного развития и

сокровищница всех знаний.»

К. Д. Ушинский.

Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами устного народного творчества» размещена в разделах

Хорошая речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

Развитие речи детей на сегодняшний момент имеет особую значимость, т. к. современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если раньше большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка, пускают его на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются. Это подчёркивается и в исследованиях О. И. Давыдовой: «В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну "Сорока – белобока…». От этого страдает речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли. Поэтому проблема внедрения в речь детей дошкольного возраста малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество.

Использование устного народного творчества (пословиц, поговорок, многозначных слов, скороговорок и т. д.) может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее. Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ТНР является и выработка дикции. Известно, что у детей не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Народное творчество так же развивает юмор и воображение. Не все дети, имеющие нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки. Рассмотрим разработанный коллективом нашего МБДОУ «Детский сад № 101» в перспективно- тематический план работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Перспективно - тематический план работы

в старшей группе с ТНР.

Задачи:

* Формировать способности детей понимать произведения устного народного творчества;

*Расширять и активизировать словарь по темам.

*Познакомить с понятиями «Многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.

* Формировать ритмичность речи, её интонационную выразительность.

*Развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание.

*Развивать у детей память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.

*Развивать психические процессы (память, мышление, внимание, воображение,

через языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

* Прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.

*Воспитывать интерес и любовь к родному краю.

Методы и приёмы

1. Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте.

2. Объяснение смысла пословиц и поговорок.

3. Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова

4. Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова.

5. Составление предложений с многозначными словами.

6. Рисование на тему многозначного слова.

7. Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах.

8. Придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Период Неделя Лексическая тема Словарь Развитие фонематического слуха.

Скороговорки к звукам Объяснение значений пословиц, поговорок, многозначных слов.

1-3 Диагностика Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение листов оценки

Сентябрь 4 «Человек. Моё тело» Голова, шея, рука, нога, лицо, затылок, ухо, - уши, волос- волосы, лоб, глаз – глаза, бровь, щека, нос, рот, губа –губы, зуб –зубы, язык, плечо, локоть, палец, кулак, ладонь, ноготь, пятка, живот, спина, думать, слушать, поднимать, опускать, брать, давать, трогать, закрывать, открывать, нюхать, дышать, кусать, говорить, хлопать, стоять, сидеть, ходить, бегать, левый, правый, верхний, нижний, вперёд, назад, вверх, вниз

Звуки вокруг нас

Части лица и тела.

Коса, ручка, колено, нос, язык, кисть,

«Золотое сердце, руки»,

«Открытый взгляд»,

«Острый нюх, глаз, язык»,

«Махнуть рукой»,

«Вешать нос»

«Задирать нос»,

«Клевать носом»,

«Обвести вокруг пальца»,

«Держать себя в руках»,

«Опустить руки»,

«Умыть руки»,

«Пропустить мимо ушей».

Октябрь 1 «Осень золотая! Деревья» Осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листья, береза, дуб, клен, осина, рябина, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под Звук и буква

А

А-а-а- шире ротик детвора

А-а-а- у меня болит нога Осень

Лист

«Золотая осень»,

«Листья, как монетки»,

«Сесть в лужу»,

«Осень- запасиха, зима- подбериха»,

«Лето со снопами, осень с пирогами», «Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь»,

«Осенью и воробей богат»,

«После дождичка в четверг»,

«Цыплят по осени считают».

Деревья и кустарники.

Игла, лист, кисть, шишка, серёжки, ствол, дупло,

«Дрожит, как осиновый лист», «Крепкий, как дуб»,

«Одно деревце ещё не лес».

2 «Овощи. Огород» Огород, грядка, парник, теплица, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свёкла, картофель, огурец, помидор, репа, клубень, ботва, круг, квадрат, треугольник, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый, собирать, таскать, копать, срезать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, вверху, внизу, слева,

справа, посредине, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под

Звук и буква

У

У-у-у- губы хоботом тяни

У-у-у- дай трубу

У-у-у – всех детей зову Овощи

Салат, лук.

«Всякому овощу своё время»

«Без спорта нет силы, а без овощей здоровья»

«Лук от семи недуг»

«Горе луковое»(т. е незадачливый, неуклюжий человек, недотёпа)

«Лук от семи недуг»

3 «Сад. Фрукты» Сад, фрукты, дерево, ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под

Повторение и закрепление пройденного материала Фрукты

«Изюминка в человеке, косточка, кисть»,

«Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Тесно так, что яблоку упасть негде», «Каков садовник, таков и сад»,

«Какие труды, такие и плоды».

4 «Лес. Грибы и лесные ягоды» Лес, дерево, куст, дорожка, тропинка, корзина, лукошко, опушка, полянка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, черника, клюква, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под

Звук и буква О

О-о-о- я надел пальто

О-о-о- мне тепло Садовые и лесные ягоды

Лист, кисть,

«Не нашего поля ягода»,

«Какая ягода, такое и варенье», «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок»

Осенние грибы

Шляпка, ножка,

«Где дубы, там и грибы»,

«Назвался груздем- полезай в кузов», «Не поклонишься до земли – гриба не поднимешь».

5 «Перелетные птицы.» Птица, грач, скворец, ласточка, хвост, клюв, крыло, прилетать, выть, выводить, искать, кормить, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в, на, у, под, с (со, за, над

Звук и буква И

И-и-и- ротик к ушкам растяни

И-и-и- хорошо сиди

И-и-и- песенку тяни

Птицы.

Перо, крыло, хвост, перо, лапа, клевать, голубка, «Слово не воробей, вылетит- не поймаешь», «желторотый птенец», «первая ласточка», «считать (ловить) ворон», «белая ворона», «Птицу узнают в полёте, а человека в работе», «поёт, как соловей», «зоркий, как орёл», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».

Ноябрь 1 «Одежда» Одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий, надевать, одевать, носить, завязывать, застегивать, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять

Звук и буква Т

Та-та-та –я везу кота

Ту-ту-ту – помоги коту

Ты-ты-ты- сметану съели всю коты

То-то-то- иду в пальто

Одежда, обувь, головные уборы.

Молния, рукав, стрелки, язычок, шляпка, носок, иголка, поля,

«Встречают по одежке, провожают по уму»,

«Не одежда красит человека, а добрые дела»,

«Дело в шляпе», «плакать в жилетку»,

«В ежовых рукавицах»,

«На рыбьем меху»,

«Спустя рукава»,

«Как на иголках»,

«Сесть в калошу»

2 «Обувь» Обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить, ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, на, в, у, под, с (со)

Повторение и закрепление пройденного материала

3 «Игрушки» Игрушки, мяч, машинка, мишка, кукла, пирамидка, кубики, юла, флажок, клоун, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, высокий, низкий, играть, катать, купать, кормить, заводить, запускать, нагружать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой,

твоя, тебе, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со)

Звук и буква П

Па-па-па- на столе крупа

Пы-пы-пы- нет крупы

Оп-оп-оп- все в ладоши хлоп

Уп-уп-уп- мы ели суп Игрушки

«В игре не без хитрости (обмана).»

«В игре да в дороге узнают людей.»

«Кошке игрушки –мышки слёзки»

4 «Мебель» Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, сутки, день, ночь, утро, вечер, большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, я мы, ты, вы, он,

она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с

Повторение и закрепление пройденного материала Мебель.

Ножки, спинка, крышка, ручка,

«Огромный, как шкаф»,

«Разложить всё по полочкам»,

«Сидеть на двух стульях».

Декабрь 1 «Зима. Зимующие птицы» Зима, птица, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, кормушка, зерно, встречать, кормить, насыпать, дуть, завывать, засыпать, покрывать, замерзать, помогать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, спереди, сзади, я мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со).

Звук и буква Н

На-на –на-лампа у окна

Ну-ну-ну- саночки тяну

Он-он-он- телефон

Ан-ан-ан- это барабан

Ин-ин-ин – это магазин Зима.

«Январь-году начало, зиме середина»,

«Зима спросит, что летом припасено»,

«Лето собирает, а зима подъедает»,

«Холодная зима- жаркое лето».

2 «Домашние животные и их детеныши» Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза,

свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у

под, с (со, за

Звук и буква М

Ма-ма-ма –дома я сама

Му-му-му- молоко кому?

Мы-мы-мы – прочитали книгу мы

Ми-ми-ми – поём ноту ми.

Ме-ме-ме – дай травке мне. Домашние животные

Рога, хвост, лапа,

«Здоровый, как бык»,

«Тёмная лошадка»,

«Живут, как кошка с собакой»,

«Собака на сене»,

Кошки дома нет – мышам воля», «Собака лает- ветер носит»,

«Держи собаку на цепи, а язык на семи»,

«Доброму слову и кошка рада»,

«Как корова языком слизала», «Покупать кота в мешке».

3 «Дикие животные и их детеныши» Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, сутки, утро, день, вечер, ночь, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, первый, второй, третий, четвертый, пятый, он, она, они, оно, много, мало, больше, меньше, в, на, у, с (со, под, за

Повторение и закрепление пройденного материала Дикие животные леса.

Хвост, нос, норка,

«Хитрый, как лиса»,

«Неуклюжий, как медведь»,

«Щёлкать зубами от голода»,

«Как волка ни корми, он всё в лес смотрит»,

«Трусливому зайке и пенёк- волк»,

«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»,

«Вертеться, как белка в колесе»,

«Волк в овечьей шкуре»,

«Держать в ежовых рукавицах».

4 «В преддверии Нового года» Праздник, утренник, хоровод, танец, пляска, песня, Дед Мороз, Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка, гирлянда, свеча, флажок, радость, смех, поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать, красный, синий, желтый, зеленый, голубой, розовый, белый, оранжевый, разноцветный, пушистый, треугольный, круглый, квадратный, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе

наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с (со)

Звук и буква К

Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка муха в сетке паука.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки нам полезны пауки

Ка-ка-ка, ка-ка-ка вы не бойтесь паука. Новогодние праздники.

Шарик, мишура, блеск,

«Каковы гости, таков и праздник»,

«У лентяя каждый день праздник», «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет»,

«Рукам – работа, душе – праздник».

Январь 3 «Зима. Зимние развлечения» Забавы, развлечения, игры, гуляния, хороводы, колядки, подарки, праздник, коньки, санки, лыжи, палки, клюшка, шайба, каток, горка, лыжник, конькобежец, хоккеист, снежинки, колядовать, дарить, играть, забавляться, лепить, праздновать, отмечать, кататься, строить, весёлые, задорные, игровые, снежный, радостный, санный, хоккейный, лыжный, праздничный.

Звуки Б, Бь и буква Б

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба! Зима.

«Январь-году начало, зиме середина», «зима спросит, что летом припасено», «Лето собирает, а зима подъедает», «Холодная зима- жаркое лето».

«Зимой морозы, а летом грозы»

4 «Посуда» Кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, сутки, утро, день, вечер, ночь, стеклянный, металлический, фарфоровый, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, ставить, хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить, я мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, поровну, одинаково, столько же, на, в, у, под, с (со)

Повторение и закрепление пройденного материала Посуда.

Стенки, дно, крышка, ковш, столовая, носик, ручка,

«Носить воду решетом»,

«Не в своей тарелке»,

«Толочь воду в ступе»,

«Вести себя, как слон в посудной лавке»,

«Блестеть, как начищенный самовар»

5 «Продукты питания» Суп, сок, чай, молоко, хлеб, тарелка, чашка, ложка, вилка, нож, есть, пить, сладкий, кислый, вкусный, горячий, холодный, круглый, квадратный, треугольный, вкусно, много, мало, утро, день, вечер, ночь

Звуки Д, Дь и буква Д

Да-да-да - у меня вода.

Да-да-да - буду строить города.

Да-да-да - горяча вода.

Ды-ды-ды - нет воды.

Ды-ды-ды- на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

До-до-до - там на дереве гнездо Продукты.

«Острый соус»,

«Умаслить друга»,

«В этом есть изюминка»,

«Выжатый лимон»,

«Выжать соки»,

«Калачом не заманишь»,

«Слюнки потекли»,

«Кормить завтраками».

Февраль 1 «Транспорт. Профессии на транспорте» Транспорт, улица, движенье, автобус, трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, ехать, плыть, лететь, везти, большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый, серый, много, мало, вчера, сегодня, завтра, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со, под, за

Повторение и закрепление пройденного материала Транспорт.

Кабина, баранка, кран, крылья, хвост,

«Быстрый, как самолёт»,

«Тише едешь- дальше будешь»,

«Вставлять палки в колёса»,

«Сесть на мель»

2 «Дом. Профессии строителей» Этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, землянка, шалаш, каменный, деревянный, белый, серый, жёлтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий – низкий, новый – старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный, строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

Звуки Г, Гь и буква Г

Га-га-га – у меня болит нога.

Ге-ге-ге - болит палец на ноге.

Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.

Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу. Дом

Ключ, труба, кран,

«Строить воздушные замки»,

«Как за каменной стеной»

«Без хозяина дом — сирота»

3 «День защитника Отечества» Родина, Отечество, армия, войска; моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы; летчики: пилоты,

штурманы; бесстрашные, геройские, смелые, отважные; защищать, воевать, стрелять, заряжать; смело, метко, быстро. Повторение и закрепление пройденного материала Наше Отечество.

«Родная сторона – мать, чужая- мачеха»,

«Родина- мать, умей за неё постоять»,

«На чужой сторонушке рад своей воронушке»,

«Где кто родится, там и пригодится».

4 «Профессии наших пап.» шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, повар, прачка, врач, кладовщик, швея, закройщица, портниха, каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, почтальон, кровельщик, пограничник, моряк, строитель, хлебороб, рабочий, военный.

нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый, водить, управлять, разносить, воспитывать, лечить, учить, готовить, стирать, выдавать, кроить, шить, строить, штукатурить, красить, делать, крыть, защищать, охранять,

старательно, слаженно, умело, бережно, работа, труд, профессии, инженер,, работать, трудиться, создавать, чинить, стричь, читать.

Повторение и закрепление пройденного материала Профессии.

Кисть,

«Труд человека кормит, а лень портит»,

«Уменье и труд всё перетрут»,

«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся»,

«Дело мастера боится»,

«За всякое дело берись умело»,

«Не начавши- думай, а начавши- делай»,

«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»,

«Семь дел в одни руки не берут», «Семь раз отмерь- один отрежь».

Март 1 «Мамин праздник.» Мама, бабушка, сестра, тетя, праздник, букет, подарок, рисунок, поделка, мимоза, тюльпан, учитель, врач, инженер, продавец, поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать, работать, делать, учить, праздничный, солнечный, красивый, радостный, веселый, любимый, много, весело, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мне, тебе, нам, вам, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, в, на, у, с (со, под, за

Звуки Ф, Фь и буква Ф

Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

Фа-фа-фа — в углу стоит софа.

Фе-фе-фе — он живет в Уфе.

Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

«Про маму»

«Без матки пропадут детки».

«Всякой матери её дитя мило»

«Всё купишь, только отца и матери не купишь»

«Будешь почитать отца и мать – узнаешь почёт от своего сына»

«Жалей отца с матерью, других не найдёшь»

«Материнская ласка конца не знает»

«Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.»

Диагностика Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение листов оценки

Таким образом, мы считаем, что использование устного народного творчества в коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушением речи способствует освоению родного языка, расширению возможностей развёртывать высказывание, логически обосновывать и доказывать свою собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными жанрами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно – речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно – развивающей работы.

.

Список литературы:

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М. : Учпедгиз, [1997. –240с. ]

2. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.-[ № 5. – С. 32-37.]

3. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г. Круглов. – М. : Высшая школа, 1986.

4. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М, 2001г.

5. Ушинский К. Д. «Родное слово». Собрание сочинений, М. :1974.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами устного народного творчества
Опубликовано: 25 января 2021 в 20:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР средствами устного народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Баранова (УИ 370323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД