Любовь Урядова
Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ д/с №3 г. Горбатов
Урядова Любовь Николаевна
г. Горбатов 2019 г
1.
Уважаемые коллеги! Хочу предоставить Вашему вниманию опыт работы на тему : «Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
2.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность выбранной темы исследования видится мне в том, что формирование речевых умений детей раннего возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая и установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие именно мелкой моторики.
3.
Исходя из всего вышесказанного, целью моей работы стало - выявить оптимальные условия развития речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.
4.
Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики.
• Провести работу по изучению уровня сформированности речевых умений детей раннего возраста.
• Определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития детей и разработать систему их комплексного применения.
5.
Методологической основой исследования стали научные труды исследователей развития речи детей. Установлено, что проблемам развития речи детей уделялось большое внимание в работах психологов и педагогов, таких как - Г. М Лямина, В. В. Гербова, И. М. Кононова, Л. Н. Павлова, М. И. Попова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба и др. Они отмечают, что определённый успех в развитии ребёнка возможен только в том случае, если заниматься с ним систематически, учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития ребёнка. Также учеными отмечается, что важной задачей и средством развития речи детей раннего возраста является развитие мелкой моторики рук.
6.
В своей работе я постаралась раскрыть взаимосвязь развития речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики. Для этого мною проводилась индивидуальная диагностика каждого ребёнка. Детям предлагались различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи. На основе проведённых опытов и обследований, у детей 2 группы раннего возраста была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Изучение уровня развития речи детей, показало, что 50% воспитанников имеют средний уровень сформированности речи, 40% - низкий и только 10% - выше среднего. На основе полученных данных была спроектирована система работы по развитию речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.
7.
Работа строилась по следующим направлениям:
Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
8-12.
В ходе организации совместной деятельности взрослого с детьми был разработан комплекс занятий по развитию речи с использованием пособий на развитие мелкой моторики. Фотоматериалы представлены на слайдах 8-12.
Были использованы следующие дидактические игры: «Оденем Катю на прогулку», «Домашние животные», «Курочка и цыплята», «Осенние листочки», «В лесу» и др. Например, в ходе занятия «Оденем Катю на прогулку», дети знакомились со словами, обозначающими предметы одежды, ее цвет в процессе действия с пособием на развитие мелкой моторики «Девочка Катя», где им предлагалось самим надеть одежду, прикрепив ее с помощью липучки, а также застегнуть пуговицы, завязать шапку.
В совместной деятельности взрослого и детей особое внимание уделялось таким методам и способам развития активной речи, как: ежедневные пальчиковые игры со стихами. Повторение и проговаривание вслед за воспитателем четверостиший во время пальчиковых игр, способствовало совершенствованию речевой активности. Широко использовались игровые персонажи, инсценирование. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Сорока - белобока кашу варила», «Этот пальчик – дедушка…» Малыш уже ждёт момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова «Вместе дружная семья…».
13.
Также формированию мелкой моторики рук способствовала и работа с различными предметами и материалами (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.).
14-16.
Обязательным условием для решения поставленных задач является создание необходимой предметно – пространственной развивающей образовательной среды. Детям предлагались игры - вкладыши, различные виды игр-шнуровок, игрушки, предполагающие надевание и нанизывание отдельных элементов. Фотоматериалы мы видим на слайдах 14-17.
Также, для пополнения и разнообразия среды были дополнительно разработаны самодельные игры и пособия, которые пополнили картотеку игр и пособий на развитие мелкой моторики рук. Такие как:
«Голодный поросенок», целью которого, помимо развития мелкой моторики рук, является развитие звукоподражания, желания отвечать на вопросы воспитателя.
«Книжка – забава», пособие, которое направлено на развитие умения подбирать предметы по форме, величине, цвету, развивать активную, пассивную речь.
«Неуловимые мышки». Целью данного пособия является также развитие общей и мелкой моторики; совершенствование звукоподражания и активизирование речи.
17.
С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей, проводились самые разнообразные работы.
Раскрыть особенности развития речи детей раннего возраста помогла консультация «Развитие речи у детей от года до трех». Консультация «Этот пальчик – я» повысила родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики в раннем возрасте.
На семинаре – практикуме «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста» родителям в ходе игр и упражнений была показана взаимосвязь развития речи от развития мелкой моторики рук.
В ходе мастер – класса «Пальчиками играем – стихи повторяем!» родители познакомились с методикой использования пальчиковых игр в домашних условиях.
Также, родители привлекались к созданию пособий по развитию речи детей. На мастер – классе «Пособие своими руками» родителям было показано как, из чего можно сделать интересные пособия для и дома.
18.
Таким образом, проведенная работа по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук позволила добиться положительных результатов.
Расширился словарный запас детей;
Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве;
Пополнилась предметно – развивающая среда группы;
Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества.
19.
Перспектива развития опыта :
Расширить перечень самодельных пособий на развитие мелкой моторики рук, разработав новые.
Продумать включение пособий на развитие мелкой моторики в занятия по развитию речи, а также в образовательную деятельность по ознакомлению с окружающей действительностью.
20. Благодарю за внимание