Рублёва Екатерина Васильевна
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, чем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношение у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости.
Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.
Главными хранителями фольклора были русские женщины - крестьянки, матери, бабушки, няни, кормилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки.
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми («Сорока», «Ладушки», «Коза» и другие, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует.
Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношение детей средней группы активно использовать малые фольклорные жанры, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.
Ведущим компонентом народной культуры является - Фольклор.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи - своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т. д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенное традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.
Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Игра – элемент, психологически необходимый для детей.
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением, вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.
«Пестушки, потешки, поскакушки» побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Как и в колыбельных песнях, важную роль играл ритм, однако характер его бодрый и веселый.
Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота.
Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:
Большие ноги
Шли но дороге:
Топ-топ-топ,
Гоп-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочного смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:
Где это видано.
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес. и т. д.
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки - с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки - с элементами сюжета, игры («ладушки, ладушки.»; «идет коза рогатая.»). В них появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого.
Однако главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто поэтому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т. д.
Жеребьевки или («сговоры») определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко).
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).
Заклички и проговорки - генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…
Приговорки произносить также перед нырянием в реку, для того чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей : взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления о которых идет речь.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Для владения правильным звукопроизношением необходимо развитие речевого дыхания. Для эго нужно использовать следующие игры и упражнения. Следить, чтобы дети не напрягались и не уставали.
1. Сильно подуть на воду для образования брызг.
2. Дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке.
3. Игра «Пузырь».
4. «Пильщики» - Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова:
Завизжала пила.
Зажужжала, как пчела,
Ж-ж-ж-ж.
Треснула и стала,
Начинай сначала!
5. «Насос».
6. «У медведя во бору».
Дети гурьбой к месту, где находится «медведь», которого изображает один ребенок, и говорят:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее отведенное место).
7. «Угадай, чего не стало?»
Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии которых содержится нужный звук (например, кошка, мишка, мышка, лошадка). Ребенок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано.
Для развития голосового аппарата можно предлагать детям прочитать стихотворение «Тише, жабы» с различной громкостью и с использованием средств выразительности.
Тише, жабы. На лугу.
Ни гугу - Чтобы не было беды.
Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию легче добиться того или иного звука. Дети с большим желанием изображают птиц, животных, подражая им. Подражание является основой для формирования звуков.
Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.
Эту работу я начала с детьми первой младшей группы, знакомя их с потешками. Они создают радостное настроение, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира.
Я подобрала такие потешки, которые отражают действия ребенка, приобретенные через опыт, такие как:
Водичка, водичка, умой мое личико.
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку.
Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит.
Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки. и др.
Знакомя детей с понятием «Семья», закрепляла умение определять родственные отношения между близкими членами семьи, воспитывала привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Например, в потешки «Как у наших у ворот петух зернышки клюет…» можно увидеть отношение петуха к своей семье.
Проводила беседы с детьми о том, как заботливо и нежно мама дома ухаживает за своей малышкой, как ласково её называет. И через потешку старалась показать, что же мама ждет от неё :
Расти коса до пояса.
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
Заучивала с детьми и другие потешки, через которые дети осваивали нормы поведения.
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало :
Семь окуней,
Пятьдесят карасей,
Один ершок –
И того с горшок.
Ухи наварю,
Деда с бабой покормлю.
Организовывала с детьми игры «Семья», используя потешки. Дети (и даже мальчики) с удовольствием брали кукол, умывали их, кормили, укладывали спать и т. д.
Когда знакомила детей с миром природы, также использовала потешки. С помощью потешек про солнышко и тех, в которых малютку укладывают спать, закрепляла понятие «день-ночь».
В групповой комнате и на прогулке проводила обыгрывание потешек:
Солнышко, выгляни,
Красное, высвети.
(Дети двумя руками делают круговые движения, рисуют солнце.)