Фарида Якупова
Развитие речи детей через театральную деятельность с использованием исследовательской технологии «Коллекционирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей через театральную деятельность с использованием исследовательской технологии «Коллекционирование»
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №26» г. Лениногорска
Якупова Фарида Дахиевна.
2 слайд
Публикация «Развитие речи детей через театральную деятельность с использованием исследовательской технологии „Коллекционирование“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Коллекционирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Использование театральной деятельности в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно.
Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и переживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности, развивают универсальную способность к творчеству в любой области.
3 слайд
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, наилучшие результаты достигаются при участии родителей совместно с детьми в тематических вечерах, в которых происходит сплочение взрослого и ребенка укрепление детско-родительских отношений. При просмотре родителями театральных постановок, участие в детских спектаклях и то, что родители стали помощниками в изготовлении декораций, костюмов, вызывает у детей чувство ответственности за исполнение своей роли, а значит, ребенок приложит все усилия на то чтобы знать свой текст, выразительно его прочитать, используя не только интонационную, но и пластическую выразительность.
Опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность» на раз был представлен в ДОУ на педагогическом совете, на семинаре-практикуме для молодых педагогов, на конференции ДОУ.
Данная тема реализуется мной в течение 4х лет. Как обычно она тема начинается с разработки актуальности и проведения всех этапов подготовки и проведения. Но модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации воспитания и обучения. Поэтому я взяла для себя одну из форм исследовательской деятельности «Коллекционирование».
4 слайд
Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений. Данная технология не только способствует выработать у детей интерес к деятельности посредством создания коллекций, но так же расширять кругозор, обогащать и активизировать словарь детей, речь. Дети учатся сравнивать между собой различные предметы, картинки, обмениваются мнениями, развивается диалогическая и монологическая речь. Занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.
5 слайд
Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
1этап-подготовительный.
На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила данную технологию, затем проанализировала – развивающую среду группы. В ходе анализа организации предметно-пространственной среды были выявлено, что для активной театральной деятельности недостаточное количество материала и оборудования для организации данной деятельности. Мало информации и наглядного материала для работы и с детьми и с родителями.
Итак, результаты подготовительного этапа позволили мне определить следующие этапы работы:
1. Разнообразить количество наглядного и игрового материала.
2. Разработать план, что будем коллекционировать и как это использовать для занятий с детьми.
3. Оптимизировать работу с родителями по данному вопросу.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план и приступила к его реализации.
• Работая с родителями, разработала план совместной деятельности. Большое внимание уделили созданию условий формирования у детей интегративных качеств, развития познавательной, речевой активности, опираясь на их интерес.
В целях определения отношения родителей к коллекционированию и уровня их осведомленности о коллекционировании, разработала анкету. Результаты анкетирования выявили, что больше половины родителей (62%) хотят, чтобы у их детей появилось полезное увлечение. Многие из них в детстве сами занимались собиранием различных коллекций. 26% родителей хотели бы узнать больше информации о собирании и оформлении коллекций. 16% родителей считают коллекционирование бесполезным увлечение, они считают что дети не могут осознанно заниматься коллекционированием.
6 - 7слайд
Первое что мы сделали это:
• (1 коллекция)
Разнообразили количество видов театра. Определила место коллекции в группе, чтобы все было доступно детям. Все атрибуты имели эстетичный и привлекательный вид.
8 - слайд
• (2 коллекция)
Совместно с детьми создали филокартию (коллекцию картинок из старых и новых афиш, так же открыток и картинок «С днем театра».
• Разработала игровые вопросы для детей к картинкам.
9 -слайд
• Совместно с детьми сформировали лепбук.
2-й этап – основной.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).
Из словесных методов применяла рассказ о театральном искусстве, небольшие видеоролики о видах театров позволило детям познакомиться с искусством оперы и балета, драматургией. Так же традиционно использовала чтение, рассказы детей, беседы о коллекции афиш, открыток, картинок, разучивание произведений устного народного творчества – так же подобраны и размещены в лепбуке.
Все методы и приемы использовала в комплексе. Развивала внимание память, воображение, творческое воображение.
При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается.
Театрализованные игры, постановки, я строила так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят. Для профилактики переутомлений подобрала веселые подвижные игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики (все собрано в одном месте в лепбуке).
10 -11слайд
Дети при рассматривании афиш, открыток закрепляют знания их применения, развивается мышление при сравнении. Например афиши 19 века черно белые, буквы другие. У них возникают вопросы, а почему? Дети знакомятся с историей театральной деятельности, рассказывают об их видах.
Творческая деятельность «Создай свою афишу» или «Создай открытку» позволяет развивать фантазию и воображение. Можно предложить создать совою коллективную афишу и оповестить родителей о проведении спектакля.
Можно предложить такие дидактические игры к картинкам как: «Найди пару», «Сосчитай-ка». Предложить придумать разные истории о путешествиях героев их приключениях и обыграть их, и всё записать в альбом под названием «Удивительные истории». Коллекции можно использовать в игровой деятельности, в играх - викторинах, в дидактических играх, с/р играх, театрализованных играх.
12 слайд
3-й этап – заключительный.
Использование коллекционирования, улучшило речь детей, активизировала их творческие способности, расширилась эмоциональная сфера, обогатился опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.
13 слайд
Я рассказала о том, что использование такого вида деятельности как «Коллекционирование» при формировании у детей творческих способностей и интереса к театрализованным играм позволяет улучшить степень речевого развития детей.
14 слайд
Спасибо за внимание.