Ирина Лаврова
Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
по теме:
«Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Воспитатель:
Лаврова Ирина Ивановна
1 квалификационная категория
г. Воркута
Консультация для родителей старшей группы
Публикация «Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
«Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Лаврова Ирина Ивановна
воспитатель
I квалификационная категория
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей в
вопросах развития памяти и внимания у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи:
• показать значимость развития памяти у детей;
• познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию памяти в процессе игры;
• создать условия для педагогического общения.
Оборудование:
Условия проведения: приемная старшей группы «Непоседы», вторник 16.10.2018 года, 17.15
Длительность консультации: 15 минут
Контингент: 5 родителей старшей группы
Добрый вечер, уважаемые родители! Наблюдая за детьми в различных видах деятельности и в процессе индивидуального общения с Вами, родителями, я пришла к выводу, что в нашей группе существует проблема запоминания детьми нового материала, который изучается как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности педагога с детьми. Решению данной проблемы и посвящена сегодняшняя консультация.
Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.
По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:
Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).
Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем памяти, а так же сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку, позволяет обеспечивать запоминание.
По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды: зрительная — запоминание видимых образов; слуховая — запоминание услышанного; тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений; эмоциональная — запечатление ярких эмоций; вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.
Причём, у дошкольников превалирует зрительная память : то есть то, что, он видит, он быстрее и лучше запоминает. Давайте вместе запомним главную особенность дошкольной памяти : ребенок, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, и нужна её постоянная тренировка.
Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр, упражнений. Дошкольники в процессе увлекательных, неутомительных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объёма информации.
Зрительная память
Развивать зрительную память можно, привязывая к ситуациям каждодневного бытия, например: «В какой сегодня наш папа пошёл на работу?»; «В какой книжке ты видел похожие иллюстрации?»; «Где у нас в квартире лежат эти вещи?»; «Вспомни, что из зимней одежды тебе нравится?»
Игра «Художник». Из группы детей выбираются 2 ребенка, остальные – зрители. Один из выбранных «художник», другой заказывает ему свой портрет. «Художник внимательно смотрит на своего «заказчика», затем отворачивается и по памяти описывает внешность «заказчика» и т. д.
Слуховая память
Разучивайте стихи, прибаутки и шутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки. Также, дома желательно иметь аудио-носители с записью сказок, детских постановок и т. д. Используйте игру «Мы - рассказчики» - пересказ прочитанного произведения. Очень хорошо совместно начать пересказывать или осуществлять пересказы в лицах.
Моторная (тактильная) память
«Кукловод» Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.
«Делай, как я». Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.
«Геометрические фигуры» Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол
«Графический диктант» Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т. д.)
«Воспроизведение рисунка по памяти» Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть. Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.
Игра «Повтори за мной» Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Один из детей повторяет ритм. Ведущий спрашивает: «Правильно ли повторил?» Если кто-то считает, что неправильно, он предлагает свою версию.
Игра «Запомни движения» Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия сначала в том порядке, что показал ведущий, а затем в обратном порядке.
Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти
Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:
Питание. Желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.
Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.