Шувалова Наталья Александровна
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованно-игровой деятельности, фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Публикация «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованно-игровой деятельности, фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.
Связная речь - наивысшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая и монологическая речь.
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Театрализованно-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Поэтому, считаю, что театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она:
-во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;
- во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами - движение, мимика, интонация, жесты, поза;
- в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.
Мной были сформулированы цель и задачи работы.
Цель: внедрить в образовательный процесс элементы театрализованной деятельности, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить состояние работы по развитию речи детей во второй младшей группе.
2. Изучить литературу по данной проблеме.
3. Пополнить игровой центр соответствующими материалами.
5. Создать картотеку театрализованных игр для применения в работе с детьми.
6. Привлечь родителей к работе, вести просветительскую работу о значении театрализованных игр для развития речи детей.
При решении поставленных задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной деятельности включила :
- Игры–имитации образов животных, людей;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;
- Инсценировки произведений;
- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
- Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
Начала свою работу с обыгрывания потешек. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника - играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать.
Много времени я уделила играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними старались запомнить стишки, радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.
Вместе с детьми обыгрывали небольшие сказки, стихи, таких писателей как Маршак, Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Правда, были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей, что сложно давалось малышам. Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, но в последствии разыгрались и втянулись в занятия.
Содержание занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и показ с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приё мы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Театрализованная деятельность так прочно вошла в нашу жизнь с детьми, что стала использоваться во всех режимных моментах, включаться во все виды НОД, в совместной деятельности детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Чтобы добиться успеха в своей работе, необходимо, что бы родители были с нами в контакте, стали единомышленниками. Поэтому в установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей использовала разнообразные формы работы:
Анкетирование.
Родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями.
Рекомендации в родительском уголке:
1. «Как правильно разучивать стихи?»
2. «Театр в жизни вашего ребенка».
3. «Как организовать домашний театр?»
4. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры»
5. «Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»
Привлечение к изготовлению атрибутов разных театров.
Родители охотно отозвались на мою просьбу в помощи изготовления различных видов театра :
- театр на ложках;
- театр на пластиковых стаканах;
- варежковый театр;
- куклы би-ба-бо.
Сравнительно, недавно включила в работу метод моделирования. Он оказался эффективным. Приобрели в группу магнитный театр «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба» Фигурки героев с помощью магнита крепятся на красочный фон. Подготовила несколько игр по сказкам, в которых нужно показать последовательность появления героев. Подготовила несколько мнемотаблиц по сказкам для младшего дошкольного возраста. Мнемотаблицы помогают детям быстрее запомнить сказку, воспроизвести её.
Можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности является эффективным методом развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предполагаю дальнейшую работу в этом направлении, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей группы, условия реализации ФГОС ДО, обмен опытом с другими коллегами, работающими в данном направлении, поддержку со стороны родителей.