надежда мустафина
«Развитие психологических процессов: воображения и мышления у детей 4–5 лет через дидактическую игру».
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Мустафина Надежда Георгиевна
воспитатель
ТЕМА: «Развитие психологических процессов : воображения и мышления у детей 4 – 5 лет через дидактическую игру».
2016/2017 учебный год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2016г.
Публикация «„Развитие психологических процессов: воображения и мышления у детей 4–5 лет через дидактическую игру“,» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры
- Игры на развитие воображения
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Тема: «Развитие психологических процессов : воображения и мышления у детей 4 – 5 лет через дидактическую игру».
Воспитатель средней группы
2016 – 2017 уч. года
Цели:
Проанализировать особенности развития воображения и мышления у детей дошкольного возраста через дидактическую игры.
Задачи:
Изучить особенности развития воображения и мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Развитие высших психических процессов у детей с ОВЗ.
Активизация речевой деятельности.
Преодоление эмоционального барьера.
Обогащение словарного запаса.
Развитие творческих способностей через дидактические игры.
Воспитание нравственно-этических норм.
Актуальность темы:
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период
формируются основные психические процессы человека : внимание, память,
мышление, речь, воображение, восприятие.
У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его
развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы
ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме
производить умственные действия, а основой их являются нервно-
психические процессы : внимание, память, восприятие, мышление,
воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития
вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.
Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение
должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это
ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир.
И, что немаловажно, в данной системе обучения -обучения через игру – не
существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить
данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью
взрослого один или десять раз. Главная цель -заинтересовать ребенка такой
деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается
выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть
маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Но все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Само по себе
количество знаний или навыков не может служить показателем развития.
Важнее, как ребенок умеет ими пользоваться, применяя их. Для успешной
подготовки к обучению в школе очень важны основные психические
процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь). А
если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей
чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему я хочу изучить этот вопрос начиная с младшего дошкольного возраста.
Месяц Форма работы
С детьми С педагогами С родителями В зонах развития
Сентябрь Диагностика: «Цветные коврики, пирамидки, коробка форм»
Совместная
деятельность с детьми:
Рисование пальчиками: «Листья желтые летят…»
Цель:
: развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, логическое мышление.
М-л: воспитатель в костюме петрушки, картина
«листопад», фишки «красная, желтая, оранжевая, погремушки «кот, мышка», листочки, мячики, краски, кисти, листы с изображением дерева без листьев на каждого ребенка.
Октябрь Экспериментирование с бумагой «Распустились цветы».
Цель: Объяснить детям почему бумажные цветы распускаются в воде.
М – Л: Бумажные цветы, таз с водой.
Д/ игра : «Волшебные ладошки».
Цель: Учить детей видеть целостный образ а отдельных частях.
М-л: Цветные ладошки. Консультация для воспитателей
Использование дидактических игр
в совместной деятельности
воспитателя и детей
Совместная экскурсия с детьми в парк. (Подготовить материал - листья, веточки, шишки, мох и т. д.) Изготовить:
Игру : «Незаконченные рисунки…».
Изготовить: Д/и «Волшебные ладошки».
Ноябрь
Совместная деятельность с детьми:
Рисование ладошками: «В гостях у дедушки - Лесовичка».
Цель: : продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, эстетическое восприятие мира природы; обогащать и уточнять представления об окружающем мире, в том числе о деревьях, об их строении; закрепить знания об основных цветах; развивать двигательные навыки
М-л: листы с изображением поезда красного, зелёного, жёлтого и синего цветов (с контурами колёс); по 2 пробки каждого из этих цветов; аудиозапись поезда, полоса препятствий: кочки (кегли, гимнастическое бревно, тоннель; ватман со стволами деревьев.
___
Играем Многоразовые игры (аппликация) из фетра.
Цель: Развить у детей мелкую моторику рук, фантазию, воображение, связную речь.
М-л: Различные фигуры из фетра.
Консультация: «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству». Анкетирование на тему: «Как вы относитесь к появлению творческих способностей у детей» Изготовить:
Игры:
«Заколдованный лес».
Изготовить: Многоразовые игры (аппликация) из фетра
Изготовление: «Игросумка», или 12 дидактических игр в одной.
Декабрь Изготовить режиссерскую игру «Чудо-кит».
Цель:Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог.
М-л: монтажная пена, макароны, клей ПВА, соленое тесто.
Познакомить детей с игросумкой.
Цель: Учить познавать окружающего мира.
М-л: Сумка Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку. Пополнить
Игру : «Поможем художнику».
Изготовить: Дидактическую игру «Шпионская база»
Январь Научить играть в игру «Фантазии с прищепками».
Цель: Умение детей фантазировать.
М-л: Различные бельевые прищепки.
Научить играть в Дидактическую игру «Шпионская база».
Цель: Вызвать интерес к ознакомлению со следующими принципами работы электронных приборов.
М-л: Макет шпионской базы.
Консультация «Игры на развитие воображения детей 5, 6, 7 лет» Научить играть в игру : «Рассмеши меня» Пополнить:
Игру : «Спрятанные рисунки».
Изготовить:
Дидактическое развивающее пособие «Кукла «Времена года»
Февраль Научить играть детей в развивающий планшет для детей «Геометрик».
Цель: Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путем зрительного и двигательного обследования, сравнения.
М-л: деревянная дощечка с кнопками и разных цветов резиночки.
Познакомить с д/и «Кукла «Времена года».
Цель:Развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, тактильных ощущений.
М-л: кукла из соленого теста, одежда на разные времена года. Мастер – класс по изготовлению дидактических игр из бросового материала. КОНСУЛЬТАЦИЯ
Подборка игр для родителей
на развитие творческого
воображения детей.
Изготовить:
Игру : «Волшебная ниточка».
Развивающий планшет для детей «Геометрик»
Изготовить: Сухой акквариум
Март Изготовить пальчиковые игрушки «Тантамарески».
Цель: Пальчики стараются, играют, развиваются.
М-л: Куклы из картона.
Научить детей играть в театр «Зимовье».
Цель: Умение входить в роль.
М-л: Персонажи сказки из коробочек из под сока.
Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей средней группы с растениями
.
Изготовить:
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Придумай лицо»
Апрель Авторская игра: Игры со смайликами».
Цель: Закрепить с детьми эмоции.
М-л: Смайлики
Познакомить с игрой «Сухой аквариум».
Цель: Снятие напряжения, усталости, расслабления мышц спины, плечевого пояса.
М-л: Аквариум, пробки, яйца от киндара сюрприза, мелкие игрушки. Познакомить с театром из бросового материала: «Зимовьё». Предложить подборку игр на внимание, память, мышления, воображения. Изготовить:
Игра: «Что ты видишь?»
Изготовить театр из бросового иатериала «Зимовьё».
Май Познакомить детей с дидактической игрой «Придумай лицо».
Цель:Учить различать и называть части лица.
М-л: Картинки с изображениями частей лица человека, париков, украшений, бороды и шляпы. Выставка дидактических игр. Выставка дидактических игр для детей. Изготовить:
Игра: «Соедини по линиям и раскрась».
Изучение методической литературы по теме:
1. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”"
2. Т. Н. Давыдова “Рисуем ладошками”
3. Г. Н. Давыдова “Нетрадиционная техника рисования в детском саду”- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова “Цветные ладошки”
5. Журналы “Дошкольное воспитание”, ” Воспитатель”.
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова – «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».