Елена Егорова
Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс
Тема:
1) Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через игру
2) Свое вступление я хочу начать со слов В. А. Сухомлинского:
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский
3) В последнее время внимание педагогов и психологов все больше привлекают проблемы общения.
Публикация «Мастер-класс „Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через игру“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность проблемы общения возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
4) В ФГОС ДО предусматривается развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
5) В детской психологии выделяются две основные сферы общения ребенка – общение со взрослым и сверстниками.
6) Эти сферы общения отличаются между собой.
Особенность общения со сверстниками отличается от общения со взрослыми:
- яркой эмоциональной насыщенностью.
Дети не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга.
- Нестандартностю и нерегламентированностью поведения.
Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения
- Преобладают инициативные действия над ответными.
Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
7) Наблюдая за детьми своей группы я отметила, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
8) Для решения данной проблемы я использую традиционные и инновационные эффективные методы и приемы образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей :
беседы, игровые ситуации и упражнения, диалог, Триз-технологию, моделирование, ИКТ создание сюжетных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, лексические упражнения,
9) Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Предлагаю вашему вниманию игры, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Практическая часть
«Веселое приветствие»
Цель: Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности.
Правила игры:
Игровая ситуация проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени от лица животного (рассказывает о себе, своем имени).
«Я - свой»
Цель: продолжать формировать навыки коммуникативного общения, развивать речь, учить находить выход из данной ситуации.
Правила игры:
Участники становятся в круг и берутся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии. Один игрок остается вне круга. Его задача доказать всем, что он свой, и попасть внутрь круга. Эта цель может быть достигнута разными способами: кто-то может уговорить доброжелательных к нему игроков, кто-то попробует силой или хитростью ворваться в круг. Воспитатель следит, чтобы никто не оставался за кругом больше одной минуты.
«Рукавички»
Цель: развитие умения общаться.
Правила игры:
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Играющие расходятся по залу, находят свою «пару», садятся за стол и с помощью трёх карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.