Наталья Климова
Конспект НОД по направлению «Познавательное развитие». Развитие ВПФ через игру «Путешествие по зимнему лесу». Старший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизация умственных способностей детей через игру. Развитие логического мышления. Развитие зрительно-моторных координациий. Совершенствование артикуляционной моторики.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о зиме и зимних развлечениях. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт». Совершенствование грамматического строя речи. Образование предложного падежа существительных. Работа над произношением слов сложной слоговой структуры.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие :Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, логического мышления. Развитие общей и артикуляционной моторики, посредством технологии биоэнерогопластика. Координации речи с движением.
Развитие пространственных представлений. Развитие слоговой структуры сложных слов (пирамидка, неваляшка, матрёшка, машина,робот, погремушка)
Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Материалы:
Сюжетные картины по теме «Зима, зимний лес», логопедические зеркала по количеству детей, разрезанные части паровозика для фланелеграфа и изображение этого паровозика (образец, фланелеграф, 6 картинок с изображениями снеговиков размером А4, карточки с артикуляционной гимнастикой размером А4(5 штук, большая мягкая игрушка волк с языком для руки логопеда. Разборный снеговик с деталями для сборки, ноутбук, экран, игрушки :неваляшка, пирамидка, машина, робот, матрёшка, погремушка. Коробка с сюрпризом.
Предварительная работа: Подготовка картин с изображением зимнего леса. Рассматривание картин, беседа о зиме и зимних развлечениях, обсуждение любимых развлечений. Чтение и разучивание стихов о зиме, зимнем лесе. Закрепление материала по лексической теме: «Транспорт». Игры на фланелеграфе «собери из частей». Разучивание упражнения «Снеговик» (Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков). Игра с разборным снеговиком. Игры «Выложи по словестной инструкции», «Угадай снеговика». Разучивание и ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. Упражнения для закрепления левой и правой сторон относительно себя.
Ход занятия:
Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона занятия)
Свет приглушён. Дети сидят на своих местах. Под музыку «Зимняя сказка» входит Зимушка-зима. Обходит между рядами, показывая свой наряд, подпевая песенку. Музыка останавливается, зима здоровается, читает стихи
-Здравствуйте, ребята и гости. Я зима.
Сегодня я пришла к вам на занятие. Мы будем играть, выполнять разные задания, которые приготовили вам я и мои друзья. Но мы не останемся в детском саду. Я хочу вас пригласть в путешествие по зимнему лесу.
Зимний лес - это сказочный сон
В нём волшебностью веет повсюду
Тишиной очарует вас он,
Лучом солнца помашет игриво
И узорами снежных красот
Покорит ваше сердце красиво. (интернет ресурс)
Зима:-Ребята, скажите, на чём можно путешествовать?
Ответы: на автобусе, корабле, самолёте.
-Нам нужно выбрать такой транспорт, чтобы все мы поместились, всем было удобно, всё было видно вокруг и мы могли проехать по заснеженной дороге. На чём же мы поедем?
Ответы: на поезде.
-Конечно, нам удобно и интересно будет на поезде.
Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно собрать вот такой паровозик. Педагог показывает образец. На фланелеграфе 4 части такого же паровозика.
Дети собирают паровозик из 4 частей.
Зима: - Молодцы, ребята!
Слушайте песенку, садитесь в поезд, едем и подпеваем.
Звучит песенка «Смышлёный паровозик» -видеофайл
Дети встают друг за другом, имитируют движение паровозика, поют песенку, перемещаются по группев заданном направлении, затем садятся на стульчики.
Зима:-Вот мы и в зимнем лесу.
Как прекрасен ты, лес!
Белоснежные ели
Много зимних чудес,
Поют песни метели. (интернет ресурс)
Паровозик привёз морковку для того, чтобы получился красивый снеговик.
Я для вас тоже приготовила игру : «Угадай снеговика». Давайте поиграем!
Слушайте задание.
Я загадала снеговика, вам нужно угадать его по описанию.
Задания: У этого снеговика на голове синее ведро, в руках не метла, 3 пуговицы.
У этого снеговика в руках не лопата, на голове не ведро, не 3 пуговицы.
У этого снеговика в руках не метла, на голове не ведро, не 2 пуговицы.
У а этого снеговика не 3 пуговицы, на голове не ведро, в руках не метла.
У снеговика, которого я загадала на голове не кастрюля, в руках не лопата, не 2 пуговицы. (дети отгадывают сеговика методом исключения)
Молодцы, ребята, всё угадали. Понравилась вам игра?
А вы хотите слепить снеговика? Давайте пойдём на полянку.
Ребё нок читает стихотворение:
Тишина в лесу стоит,
Молодой снежок блестит
Хорошо играть гурьбой
Днём морозною зимой (интернет ресурс)
Сейчас мы тоже поиграем:выполним гимнастику «Снеговик», соберём снеговика и потанцуем вокруг него.
Дети выполняют гимнастику «Снеговик» (Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР) Н. В. Нищева.
Затем собирают снеговика из частей. Звучит музыка «Снеговик» и все танцуют вокруг снеговика.
Дети садятся на стульчики за столы. Из-за ёлки педагог достаёт волка-куклу. Озвучивает логопед.
Волк: Здравствуйте, ребята! Вы тут веселились, снеговика собирали, а меня не позвали. Я нашёл под ёлкой коробку, в которой зима для вас сюрприз приготовила. Отдам, если со мной поиграете. Слышал я, что вы в саду гимнастику для язычка учите. Я придумал такую игру : «Угадай упражнение». Применение технологии «Биоэнергопластика».
Педагог языком волка выполняет артикуляционную гимнастику-дети угадывают название, затем выполняют сами: «Часики», «Качели», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чашечка». Логопед показывает карточку с изображением артикуляции и читает стишок для выполнения задания. Артикуляция сопровождается выполнением
руками.
После выполнения гимнастики волк играет в игру : «Лево/право». Предлагаются задания на развитие пространственных представлений.
-Покажите левую руку
-Покажите правую руку
-посмотрите налево
-посмотрите направо
-дотроньтесь правой рукой до левого уха и другие.
Затем дети смотрят видеофайл «Лево/ право» и выполняют движения, позволяющие через игру закреплять знания левой и правой стороны относительно себя. Педагог подмечает ошибки, подводит итог игры.
Следующая игра с волком и Зимой: «Выложи на слух»
Предлагается 5 игрушек, расположенных на демонстрационном столике. Инструкция:- Выложи слева направо так, как я скажу. Педагог называет 3(4) предмета, дети ставят в ряд, затем проверяем правильное выполнение. Играем 4-5 раз. Педагог исправляет ошибки, подводит итог игры.
Мы путешествовали по зимнему лесу, собирали снеговика, играли в игры с волком. А сейчас пора возвращаться в детский сад, там нас ждёт сюрприз от зимы.
Дети под мелодию «Смышлёный паровозик» имитируют движения (едут на паровозике) и рассаживаются по местам. Зима раздаёт сувениры и благодарит детей за работу.