Наталья Савина
Развитие математических представлений у старших дошкольников через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ» (слайд 1)
Составитель воспитатель
Савина Н. В.
Публикация «Развитие математических представлений у старших дошкольников через дидактическую игру» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.
Но как наиболее интересно и эффективно обеспечить математическое развитие способностей детей, отвечающее современным требованиям?
(слайд 2)
В соответствии с ФГОС целевые ориентиры направлены на развитие у детей любознательности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим людям, инициативности и самостоятельности, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, фантазии, творчества, воображения, способности к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.
(слайд 3)
В связи с этим первые шаги в математике направлены :
• Развитие умений характеризовать объект
• Развитие умений решать простейшие арифметические задачи
• Знакомство с цифрами
• Развитие умений устанавливать связи и зависимости
• Развитие умений устанавливать последовательность действий в алгоритме
(слайд 4)
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и развитие элементарных математических представлений является одним из направлений образовательной области «Познавательное развитие».
ФЭМП выделяет такие разделы программы: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Реализация математической концепции дошкольного образования просматривается не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в большей степени, в других видах деятельности, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности с взрослым.
Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. Я остановлюсь на дидактической игре подробнее.
(слайд 5)
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследуют взрослые, другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Когда воспитатель использует дидактические игры в работе с детьми, они лучше усваивают программный материал, выполняют правильно задания повышенной трудности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недочёты. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.
(слайд 6, слайд 7
Формы организации дидактических игр разнообразные :
коллективные,
игры с небольшой группой детей,
партнёрские (два ребёнка).
Игры можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе.
(слайд 8)
Дидактические игры по математике подразделяются
По видовому признаку:
• 1. Игры с предметами (игрушками).
• 2. Настольно-печатные игры.
• 3. Словесные игры.
(слайд 9) (слайд 10) слайд 11
Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
(слайд 12) (слайд 13) слайд 14
Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки". С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
(слайд 15)
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений.
Направлены на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения, а также умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
(слайд 16)
1. игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет"
2. игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?"
3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", «Назови одним словом",
4. игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает»
(слайд 17)
В ходе своей работы считаю, что с помощью дидактических игр мною были достигнуты следующие результаты: дети стали четко и последовательно излагать свои мысли, рассуждать, логически мыслить, при этом у детей развивается память, мышление, воображение; дети могут охарактеризовать объект, решают простейшие арифметические задачи, устанавливают связи и зависимости, последовательность действий в алгоритме; у них развита познавательная мотивация, сформированы познавательные действия, развиты мыслительные способности. Предметно - пространственная среда пополнилась дидактическими играми : Логические кубики Никитина, логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера Досочки Сегена, игра - головоломка Танграм и другими настольно –печатными играми.