Оксана Данишевская
Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности, что оказывает неблагоприятное влияние на общее развитие ребёнка, его работоспособность, умственную деятельность и успеваемость.
Публикация «Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания» размещена в разделах
Физическая активность не только развивает двигательные способности, но и укрепляет нервную систему. Дидактические игрушки усиливают работу мозга, сюжетно –ролевые игры – воспитывают моральные качества.
Таким образом, актуализируется проблема, связанная со снижением двигательной активности дошкольников на пороге школьного обучения, которая отрицательно влияет на развитие познавательных способностей и физических качеств детей.
Известно, что в дошкольном возрасте активно развиваются интеллектуальные способности ребенка, закладывается основа его нравственного поведения, происходит бурный рост организма. Игровая деятельность стимулирует умственную работу, физическое воспитание, нравственное совершенствование.
Подвижные игры широко используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания. Исследования физкультурной деятельности дошкольников показали, что использование определённых подвижных игр создает благоприятные возможности для тренировки всех функций головного мозга, развивает память, воображение, внимание, ориентировку в пространстве, координацию, а также удовлетворяет двигательные потребности ребенка. Одни игры развивают логическое мышление, расширяют кругозор, другие игры – различные физические качества.
В связи с этим, важно выявить взаимосвязь в развитии познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников именно в процессе игровой деятельности детей, которая положительно влияет на физическое здоровье, готовность детей к обучению в школе, успешную адаптацию к учебной деятельности и усвоение школьной программы.
Важно учитывать особенности использования подвижных игр, которые определяют благоприятную динамику в развитии физических качеств и интеллектуальных способностей детей.
В старшем дошкольном возрасте развитие физических качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер. Большое значение имеют подвижные игры с речитативами, которые эффективно влияют на развитие памяти, внимания, воображения, ловкости, быстроты у старших дошкольников. А так же эти игры являются оптимальным средством развития психических процессов дошкольников, использование которых положительно влияет на развитие физических качеств детей.
В процессе организации подвижных игр необходимо учитывать эмоциональное отношение ребенка, поддерживать его любознательность и интерес. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий, связанных с работой или учебой, делает деятельность приятной.
Использование словесных методов на занятиях по физической культуре об изучаемом движении служит название упражнения, которое должно быть образным. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества: «Часики», «Дудочка», «Лодочка», «Цапля», «Петушок», «Гусеница», и т. д.
Тематические занятия расширяют кругозор детей, обогащают словарный запас, происходит ознакомление с окружающим миром: «В гости к Лесовику», «Путешествие по осеннему лесу», «Магазин игрушек», «Озорные медвежата», «Лесные жители», «Птичья зарядка» и т. д.
Использование элементов психофизического тренинга –релаксации в конце физкультурного занятия это упражнения и этюды психогимнастики, которые формируют навык саморасслабления: релаксационные упражнения – «Радуга», «Ковер –самолет», «Воздушные шарики», «Волшебный сон».
Музыкальное сопровождение на занятиях по физической культуре, применяется с целью развития у детей чувства ритма и музыкального слуха, а также творческих способностей.
Применение в процессе физического воспитания вышеперечисленных средств, методов и методических приемов, способствует развитию познавательных способностей дошкольников в процессе физического воспитания, повышению уровня физической подготовленности детей. и формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.