Насибуллина Альбина
Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего сообщения: «Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации»
Детский сад №18 г. Туймазы включен в районную Программу по ранней профориентации «Алтын кулдар». В рамках данного проекта была создана Программа по ранней профориентации для детей 5-7 лет «В мире профессий», на основе этой Программы детский сад подробно знакомит детей со строительными профессиями.
Публикация «Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по ранней профориентации» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Работа строится по направлениям: работа с кадрами, работа с родителями, работа с детьми.
Организуя работу с педагогами, администрация детского сада поставила цель: создание материально-технических, психолого-педагогических условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В этой целью была создана творческая группа, куда вошли воспитатели, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, задача которой, разработка перспективного плана по ознакомлению с профессией «Строитель», подбор картотеки по разным направлениям, конспектов ООД.
Для качественной организации ранней профориентации детей большое внимание уделяется работе с кадрами. Проведен педагогический совет на тему «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста, что это такое?», где обсудили этапы строительства, строительные профессии, создание условий для формирования позитивных установок к труду взрослых, т. е. Строителю.
Проведенный смотр-конкурс «Оснащение развивающей предметно-пространственной среды по ранней профориентации» способствовал созданию смысловых целостностей - Кейсов, они перед вами:
-строительная площадка;
-архитектор
-прораб;
-каменщик;
-сантехник;
-электрик;
-сварщик;
-маляр.
Представляю Кейс «Маляр». В кейсе имеется: кукла-маляр, инструменты для работы, дидактические игры, альбом, где представлена последовательность трудовых действий маляра.
Кейсы - необходимый дидактический материал для воспитателей при ознакомлении с трудом строителя, а для ребенка - возможность не только потрогать инструменты, но и почувствовать себя в роли строителя. Например Кейс воспитателя старшей группы Хабировой Г. Ф называется «Архитектор», его используют дети в сюжетно-ролевых игре.
Заслуживают внимания Лэпбуки «Строитель», изготовленные руками молодых педагогов: Усмановой А. В., Ямалетдиновой А. М., Газизуллиной Э. А, Гельметдиновой Г. Д., Вахитовой Л. Ш. Лэпбук Вахитовой Л. Ш. включает в себя: альбомы «Этапы строительства», «Строительная техника», «Инструменты».
На территории детского сада функционирует, созданная с помощью родителей строительная площадка, где имеется транспорт - это грузовая машина и кран, плоскостные фигуры: прораб, каменщик, маляр и фрагмент строящегося здания. В целях обеспечения сохранности данная строительная площадка в зимнее время года устанавливается в рекреации детского сада, куда любят ходить на экскурсию дети младшего дошкольного возраста, а дети старшего дошкольного возраста по мере необходимости используют во время игр у себя в групповой комнате.
Большое значение в формировании познавательного интереса к профессии строителя имеют экскурсии, которые заменяет серию ООД, где дети наглядно получают первые представления о последовательности строительства: а именно какая техника облегчает труд строителя, как на глазах растет многоэтажное здание, сколько радости строители доставляют обществу, людям. После каждой экскурсии, воспитатель обязательно обсуждает увиденное, дети делятся своими впечатлениями, отражают в продуктивной деятельности свои познания.
Виртуальная экскурсия по родному городу у детей вызвал интерес к истории создания таких достопримечательностей, как Татарский Драматический Театр, Железнодорожный вокзал, школы, детской поликлиники и т. д. Так в детском саду появились папки «История одного объекта», они перед вами.
Результатом серии экскурсий стало то, что после них дети, захотели стать строителями. Поэтому воспитатель Саитгареевой Гульназ Маратовны совместно с родителями создала проект на тему «Стройка». Дети средней группы (воспитатель Шакирова Альбина Талгатовна) представили творческий проект «Строим, строим новый дом», а дети старшей группы (воспитатель Музафарова Альбина Вагизовна) - «Чем работают на стройке».
В ходе реализации всех проектов дети вели себя заинтересованно, включались в работу сразу. Если вначале они не имели глубокого представления о своеобразии труда строителя, то после реализации исследовательского проекта знания и представления детей значительно возросли. Они начали разбираться в классификации строительных специальностей и орудии труда. Возросли речевая активность, интерес к исследовательской деятельности. Воспитатель сформировала у детей уважительное отношение к труду и людям которые работают. Дети раскрыли в себе творческие способности, научились правильно обращаться с орудиями труда, инструментами. Положительный эмоциональный настрой способствовал тому, что дети получили радость от совершаемых трудовых процессов, с желанием включались в работу. Организация проектной деятельности оказалось эффективным средством в развитии познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом строителя.
Сотрудничество с Туймазинским Индустриальным колледжем благоприятно влияет на развитие познавательной активности детей. Большой интерес вызвали у детей экскурсии по кабинетам, где дети наглядно увидели учебные станки, как на них создают разные детали. Итогом посещения колледжа дети воплощают в продуктивной деятельности: рисуют, конструируют, лепят.
В ООД при ознакомлении с профессией Строитель (воспитатель Габдракипова Ф. Г.) использует методический прием синквейн, который помогает формировать у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества. Учит детей составлять их в форме игры. Она использует данный прием на разных этапах образовательной деятельности. Синквен, помогает детям понять и запомнить новое содержание, развивает коммуникативные и речевые навыки, обогащает словарный запас, учит формулировать ключевую фразу (идею, подготавливает к краткому пересказу, совершенствует творческие и мыслительные способности, учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности. Благодаря синквейну дети лучше усваивают новую информацию, не только запоминают название профессий, но и понимают их содержание, используют полученные знания в игровой деятельности, реализуют свои творческие, интеллектуальные способности. В результате дети подготовительной к школе группы под руководством воспитателя Габдракиповой Ф. Г. собрали целую копилку синквейнов о профессиях и не только. Воспитатель с удовольствием продемонстрировала работы детей на родительском собрании.
Сотрудничество с колледжем помогает формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества, развивает исследовательскую деятельность, а исследование - основа познания окружающего мира, развития воображения.
Расширил представления детей о строительных профессиях, проведенный Квест «Путешествие в Мастерград». В квесте участвовали дети старших и подготовительных к школе групп, родители и воспитатели. Квест-игра представляла собой путешествие по улицам города, каждая улица имела свое название, а помогала детям карта. Квест сделал процесс получения новых знаний и навыков более увлекательным, во время игры они узнали много интересного о профессиях, в том числе своих родителей, познакомились с разными специальностями, особенностями их работы. Квест помог удовлетворить и развить познавательные интересы детей, стал настоящим путешествием для детей в мир профессий, творчества, фантазии и эффективной формой взаимодействия педагогов с родителями. В результате квест-игры «Путешествие в Мастерград» в интервью и своих рисунках дети поделились, кем они решили стать в будущем.
Для родителей оформлен информационный стенд по ранней профориентации детей.
В ноябре 2019 года, перед празднованием Дня Матери, была проведена встреча с мамами, чей труд связан со стройкой: штукатур-маляр, специалист отдела архитектуры. Мамы рассказали о своей трудовой деятельности, чем им нравится эта профессия.
Каждая возрастная группа совместно с родителями оформили альбомы «Профессии моих родителей» (2018г, что объединило детей, родителей и педагогов. Каждая семья на групповом родительском собрании представила свой альбом, дети проявили большой интерес к профессии родителей, где красной нитью проходила мысль «Все работы хороши, важны и значимы, главное любить свою профессию, относиться добросовестно».
Как итог родительского собрания были организованны конкурсы:
- конкурс макетов «Профессии» -2018 год;
-конкурс поделок:
-«Делу время - потехе час» - 2019 год;
-«Город будущего»- 2019 год;
-конкурс рисунков:
- «Радуга профессий» - 2018 год;
- «Профессии моих родителей» - 2019 год;
-«Я хочу быть строителем» - 2019 год.
Обогатил развивающую предметно пространственную среду групп смотр-конкурс «Оснащение РППС по ранней профориентации», где участники образовательного процесса целенаправленно создавали материально-технические условия по ранней профориентации. Во всех группах имеется: строительный материал, конструкторы «Лего», малый строительный набор, спецодежда для детей, инструменты и. д.
Сегодня, педагогический коллектив работает над усовершенствованием Программы по ознакомлению детей со строительными профессиями, цель которой – ранняя профориентация детей дошкольного возраста.
Таким образом, образовательный процесс, направленный на формирование познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию приобщает их к миру взрослых, способствует накоплению социального опыта взаимодействия с окружающим миром, закладывает основу для профессионального самоопределения и формирует понятие, что человек рожден для труда, труд кормит, а лень портит. Любимая профессия доставляет удовольствие. Не так важно, сколько профессий называет ребенок, гораздо важнее, чтобы он понял, труд жизненно необходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребностей людей в них. Таким образом, усиливается и нравственный аспект развития ребенка – трудится.
Спасибо за внимание! Я представила небольшой опыт детского сада, хотелось бы услышать ваше мнение о нашей деятельности по ранней профориентации.