МААМ-картинки

Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Елена Колесова
Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

(ребенок с особенностями психофизического развития)

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит

Почему он агрессивен? Почему не говорит

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Введение.

Публикация «Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах

Долгое время считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что было вызвано недостаточным объемом исследований и наблюдений за развитием детей, воспитывающихся в семьях. В настоящее время во многих странах ведется активная работа по социализации таких детей. Благодаря огромной работе российских фондов, оказывающих просветительско-методическую поддержку специалистам, начались положительные сдвиги в данном направлении.

Опыт работы.

В наш детский сад «Звездочка» ребенок с ОВЗ поступил в марте 2017 года. На тот момент мы мало знали о синдроме Дауна, но для нас было очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не совсем такой, как другие дети. Из-за единственной лишней хромосомы малыш всегда будет оставаться «особым» - он будет по-другому развиваться, мыслить, разговаривать, любить…. И жизнь такого ребёнка необычна. Можно предположить, что она полна трудностей, проблем, тяжёлых переживаний. И очень сложно, а для многих, наверное, и невозможно представить себе, что в такой жизни есть свои победы, достижения, радость и счастье. Ведь дети с синдромом Дауна - это дети, в сердцах которых живёт любовь. Если быть откровенной,то все,а именно воспитатели отнеслись к появлению такого ребенка в нашем саду с большой не готовностью. Мы даже никогда не могли предположить,что нам придется с этим столкнуться. Больше были не готовы мы,чем Серёжа. Этот ребенок влился в коллектив своих сверстников и пошел на контакт своспитателями с первого дня своего пребывания в саду,недаром говорят про таких детей,что это дети «солнечные».

Проанализировав проблемы воспитания и развития детей с синдромом Дауна дошкольного возраста, пройдя курсы по работе с детьми ОВЗ,а также изучив соответствующую литературу,что мы делаем по сей день. Главной задачей нашей работы является развитие навыков самообслуживания. Ребенок с синдромом Дауна может не уметь говорить, не уметь читать и считать, но мы обязаны научить его обслуживать самого себя и исходя из этого, мы поставили перед собой следующие цели и задачи :

Цели нашей работы:

максимально развить познавательные возможности;

подготовить к посещению школы;

подготовить к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.

Задачи нашей работы:

развитие мышления.

формирование понятий и отработка отдельных навыков.

развитие познавательной активности.

обучение и развитие направленное на формирование целенаправленной деятельности, используемой в повседневной жизни.

Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитивного развития.

Общие принципы обучения таких детей разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом

специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна к ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

Снижение темпа восприятия.

Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.

Низкий уровень обобщения материала.

Замедленное формирование ответа.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.

Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т. е. заученными многократно повторяемыми действиями.

Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.

Нарушение целеполагания и планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).

4. Лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

5. Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем,и темпы их развития так же существенно могут различаться.

Обучая Сережу тем или иным навыкам, я ставлю перед собой цель:подготовить его к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы онмог самостоятельно что-нибудь

сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной нашей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение его с использованием нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.

Обучение ребенка происходит в процессе :специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал, в бытовой деятельности,в игре.

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, мышление и планирование, дает ему те сюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми. Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и независимым.

Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние ребёнка с синдромом Дауна.

онечном итоге делает его более самостоятельным и независимым.

Свой опыт работы с таким ребенком, мне бы хотелось показать на примере познавательной деятельности. Это игровое занятие, по ознакомлению с окружающим миром. (Приложение 1)

При проведении занятий я ориентируюсь на:

не на возраст, а на уровень развития ребенка.

наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению

собственную мотивацию ребенка

зрительный, слуховой и тактильный анализаторы

обучение в игровой форме

Включать в работу задания, которые ребенок может выполнить самостоятельно.

Использовать одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.

В качестве рекомендаций при использовании моего опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами, я пришла к выводу, что необходимо соблюдать следующие условия, что бы занятие для ребенка было привлекательным:

Самое первое условие- эти занятия должны нравиться вам самим. Если

занятия вас раздражают, вряд ли они понравятся ребенку. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца. Надо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».

использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на развитие и обогащение словаря;(даже если ребенок не говорящий,как в нашем случае)

создавать и стимулировать мотивацию деятельности.

вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

Важно научить ребенка заниматься за столом: рисовать, раскрашивать, лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу. В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. На начальном этапе обучения каждое задание занимало 2-3 минуты, а все занятие — 10-15 минут. По мере взросления ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличена до 5-7 минут, а продолжительность занятия — до 30минут.

В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори»т. кребенок практически не говорит, что бы не оказывать на него очень сильное эмоциональное давление, поскольку такие дети очень ранимы, и он может вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Пусть получается не так хорошо,но делает это он с большим удовольствием, увлеченным игрой, пытается подпевать песенку — потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая.

В работе с Сережей я помогаю активно пользоваться жестами, движениями,звуками,мимикой.

Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство или страх, но в нашем случае,такое происходит очень редко,потому что Сережа очень любознательный и любой вид деятельности у нас проходит очень плодотворно. Ну,а если бывают такие моменты, в этом случае нужно помочь ребенку. Мы можем облегчить заданиеили меняем вид деятельности.

За время работы мы с коллегами достигли не малых результатов :

ребенок полностью адаптировались в дошкольном учреждении

он с удовольствием идет на контакт с детьми и взрослыми, которые его окружают

эмоционально откликается на индивидуальные и групповые занятия.

Частично сформированы навыки самообслуживания, но над этим работаем.

Очень важно отметить, что такие дети оченьмного и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются и мы начинаем свои занятия и обучение практически с нуля.

Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло своирезультаты. В самом начале нашей работы мы много беседовали и постоянно сотрудничаем по сей день с родителями Сережи. И выяснили, что такие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию,которую мы получили от родителей мы нашли методы и подходы к этому ребенку. Сейчас наша работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Мы рассказываем о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.

В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна

В перспективе, в целях развития и коррекции воспитания у детей с синдромом Дауна, я планирую совершенствовать свою работу, использовать в своей работе интернет ресурсы, находить более эффективные (инновационные, а может и нетрадиционные) формы, приемы методы работы с детьми с синдромом Дауна, которые будут востребованы в дальнейшей жизни ребенка.

Ссылка на собственный педагогический опыт

Список литературы.

1. Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

2. Иинтернет – ресурсы :

https://www.tc-sfera.ru/

https://krcppms.ru/center-files/docs/infomat/ProgrDOUnin.pdf

https://educontest.net/ru/1393463/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D1%81-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BC-%D0%B4%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B0-3/

(Приложение 1)

Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим миром для ребенка-инвалида с ОВЗ с особенностями психофизического развития (безречевой)

«Кошка с котенком»

Цель: формировать интерес к совместной деятельности.

Задачи:

Коррекционно - обучающие.

- Учить выбирать предметы определённого цвета (согласно инструкции, размера.

- Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, понимать и выполнять простую инструкцию.

- Учить согласовывать движения с текстом.

Коррекционно – развивающие.

Развивать понимание речи :

- учить находить и соотносить части тела у котёнка и у себя согласно инструкции;

- закреплять навык ведения одностороннего диалога (воспитатель задаёт вопрос, ребёнок жестом «отвечает»).

Развивать активную подражательность речевой деятельности : учить подражать звукам животных.

Развивать внимание, память, зрительные и тактильные ощущения, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие.

Коррекционно – воспитательные.

Формировать навыки социального взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми.

Воспитывать навыки продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

Формировать положительно - эмоциональный настрой.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Доставлять ребёнку радость, удовлетворение от работы.

Оборудование: 2 корзинки (большая и маленькая, игрушки – кошка, котенок, мышка; контейнеры с песком (крупой); клубочки жёлтого и синего цвета, коробочки жёлтого и синего цветов; пальчиковые игрушки из бумаги – «шагающие» котята, листы бумаги с отпечатками лапок; игра «Рыбалка» : плоскостные рыбки большие и маленькие, 2 ведёрка; прищепки с силуэтами котят; для аппликации – шаблон «коврика», нарезанные шерстяные нитки, клей.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно – ориентированная.

Ход занятия.

Организационный момент.

Коммуникативная игра «Приветствие!»

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

Топ-топ-топ! - Топают ногами.

Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, Сережа! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Привет! - Машут рукой.

Сюрпризный момент.

Упражнение «Кошка»

(Воспитатель приносит 2 корзинки).

Принесла тебе лукошко.

В нём сидит большая кошка.

Шёрстка очень гладкая,

Кошка очень мягкая.

Вот глазки глядят,

Вот ушки торчат,

Вот с усами ротик,

Вот пушистый хвостик,

Вот четыре лапки,

А на них царапки.

( по ходу чтения стихотворения воспитатель спрашивает ребенка: Сережа, покажи, где глазки у кошки? А где у тебя глазки, покажи, где ушки? Это ушки? (добиваться утвердительного звука, жеста) и т. д.).

- Давайте покажем, как ходит кошка. Она идёт тихо, не слышно. Иди за мной.

Сейчас покажем мы немножко, (Ребенок с воспитателем тихо идут на цыпочках)

• ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ, (звукоподражают)

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

- А кошка не одна пришла. Посмотри, в маленькой корзинке спит котенок. Давайте посмотрим, только тихо, чтобы его не разбудить (воспитатель снимает платок с корзинки, корзина пустая). – Где же он? Сережа, где котенок? Нет котенка? (добиваться ответного жеста, звукоподражания). -Убежал котенок. Давайте его поищем.

Игра с песком (гречкой, рисом) (ребенок «погружает» ладошки в песок; находит в песке котенка, рассматривает).

Вопросы воспитателя:

- Кто это? Это котенок? (добиваться утвердительного звука, жеста). Какой котенок? Котеночек маленький. Покажи, какой он маленький (ребенок жестом показывает).

- Посмотрите, какая кошка? Кошка большая? Покажите, какая кошка большая? (жестом показывает).

- Как котенок маму зовут?

Пальчиковая игра «Котенок - шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу-мяу, мяу-мяу.

(Ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук).

Он не напился молока:

Мало-мало, мало-мало.

Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.

Покормит мама молочком:

- Мур - мур - мур, мур - мур - мур.

Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

Свернется маленьким клубком:

- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.

Ритмично потирают кулачок о кулачок.

• с клубочком поиграет.

Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

И нитку быстро размотает.

Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.

Игра «Разноцветные клубочки».

- Котенок очень любит играть с клубочками. Играл и рассыпал все клубочки. Давайте поможем их собрать: жёлтые клубочки в жёлтую коробку, синие клубочки – в синюю.

- Молодец, правильно разложили все клубочки по коробкам.

- Ой, а кто это пищит? (звучит аудиозапись голоса мышки). – Правильно, это мышка (показ игрушки – мышки).

Игра «Догоним мышку».

Котенок мышку увидал

И за мышкой побежал.

Ребенок надевает на пальчики котят (из плотной бумаги или фетра пальчиковые игрушки) и «шагают» по «следам» мышат.

Котята идут, песенку поют:

- Как котята поют песенку? (ребёнок звукоподражает голосу котенка)

Мяу – мяу, мышку я поймаю.

Игра «Рыбалка»

Не поймали котшка и котенк мышек и отправились на речку рыбок ловить. Много поймали. Давайте разложим больших рыбок в большое ведро, а маленьких – в маленькое (раскладывают рыб по величине в ведёрки).

Игра «Угощение».

Котенок и его мама проголодались – давай ипокормим их (силуэтное изображение котят на прищепке с двух сторон; нажимаем – кормим (рыбкой).

Продуктивная деятельность.

Аппликация из ниток «Пушистые коврики для кошки и котенка».

Котенок наигрался и очень устал. Давайте сделаем для него коврик, чтобы он со своей мамой кошкой мог отдохнуть (ребенок вместе с воспитателем выполняют работу из ниток).

Коммуникативная игра «Прощание» .

До свидания, до свидания, до свидания, друзья!

Всем ладошкой на прощанье мы помашем, ты и я.

(машут друг другу рукой).

Рефлексия.

- Кто приходил к нам сегодня в гости? (ребенок показывает). – Сережа, покажи, где кошка? а, покажи, где котенок? Какая кошка? Какой котенок? (показывают жестом). Правильно, к нам приходила кошка с котенком. Кошка большая, а котенок маленький. Мы помогли котенку и кошке собрать клубочки. Сережа, покажи, где жёлтые клубочки? а, где синие? Покормили кошку с котенком рыбкой. Сделали для них красивые пушистые коврики.

(Воспитатель предлагает ребенку самостоятельно поиграть с кошкой и котенком).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Развитие субъективной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности Дошкольное образование - важная ступень в развитии ребенка, именно в этом возрасте у ребенка закладываются все важнейшие особенности личности,.

Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности дошкольников» Консультация для родителей «Развитие познавательной деятельности дошкольников» Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Перспективное планирование «Развитие поисково-познавательной деятельности методом эксперимента» Перспективное планирование по теме: «Развитие поисково-познавательной деятельности методом эксперимента» № п/п Дата проведения Содержание.

План-конспект коррекционного занятия по курсу «Коррекция и развитие познавательной деятельности» Класс: 4 Тема: «Таблица умножения и деления чисел 2,3,4,5» (урок 1). Цели: формирование умений и навыков табличного умножения и деления.

Развитие художественно-эстетических способностей детей посредством театрализованной деятельности в условиях ФГОСРазвитие художественно-эстетических способностей детей посредством театрализованной деятельности в условиях ФГОС Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям русского народного творчества, способствование развитию творческих и коммуникативных.

Развитие навыков сотрудничества у детей с ЗПР в условиях непосредственно-образовательной деятельности Развитие навыков сотрудничества со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях непосредственно-образовательной деятельности.

Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельностиРечь сопровождает практически каждую.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельностиРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Выступление на ГМО. 6 февраля 2019 года состоялось ГМО педагогов дошкольного образования г. Миасса «Метод проектов в ДОУ как инновационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Опубликовано: 23 октября 2019 в 12:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Колесова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД