Елена Колесова
Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
(ребенок с особенностями психофизического развития)
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит
Почему он агрессивен? Почему не говорит
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Введение.
Публикация «Развитие познавательной деятельности у детей с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Долгое время считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что было вызвано недостаточным объемом исследований и наблюдений за развитием детей, воспитывающихся в семьях. В настоящее время во многих странах ведется активная работа по социализации таких детей. Благодаря огромной работе российских фондов, оказывающих просветительско-методическую поддержку специалистам, начались положительные сдвиги в данном направлении.
Опыт работы.
В наш детский сад «Звездочка» ребенок с ОВЗ поступил в марте 2017 года. На тот момент мы мало знали о синдроме Дауна, но для нас было очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не совсем такой, как другие дети. Из-за единственной лишней хромосомы малыш всегда будет оставаться «особым» - он будет по-другому развиваться, мыслить, разговаривать, любить…. И жизнь такого ребёнка необычна. Можно предположить, что она полна трудностей, проблем, тяжёлых переживаний. И очень сложно, а для многих, наверное, и невозможно представить себе, что в такой жизни есть свои победы, достижения, радость и счастье. Ведь дети с синдромом Дауна - это дети, в сердцах которых живёт любовь. Если быть откровенной,то все,а именно воспитатели отнеслись к появлению такого ребенка в нашем саду с большой не готовностью. Мы даже никогда не могли предположить,что нам придется с этим столкнуться. Больше были не готовы мы,чем Серёжа. Этот ребенок влился в коллектив своих сверстников и пошел на контакт своспитателями с первого дня своего пребывания в саду,недаром говорят про таких детей,что это дети «солнечные».
Проанализировав проблемы воспитания и развития детей с синдромом Дауна дошкольного возраста, пройдя курсы по работе с детьми ОВЗ,а также изучив соответствующую литературу,что мы делаем по сей день. Главной задачей нашей работы является развитие навыков самообслуживания. Ребенок с синдромом Дауна может не уметь говорить, не уметь читать и считать, но мы обязаны научить его обслуживать самого себя и исходя из этого, мы поставили перед собой следующие цели и задачи :
Цели нашей работы:
максимально развить познавательные возможности;
подготовить к посещению школы;
подготовить к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.
Задачи нашей работы:
развитие мышления.
формирование понятий и отработка отдельных навыков.
развитие познавательной активности.
обучение и развитие направленное на формирование целенаправленной деятельности, используемой в повседневной жизни.
Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитивного развития.
Общие принципы обучения таких детей разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом
специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна к ним относятся:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
Снижение темпа восприятия.
Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.
Низкий уровень обобщения материала.
Замедленное формирование ответа.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.
Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т. е. заученными многократно повторяемыми действиями.
Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.
Нарушение целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).
4. Лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем,и темпы их развития так же существенно могут различаться.
Обучая Сережу тем или иным навыкам, я ставлю перед собой цель:подготовить его к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы онмог самостоятельно что-нибудь
сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной нашей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение его с использованием нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.
Обучение ребенка происходит в процессе :специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал, в бытовой деятельности,в игре.
Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, мышление и планирование, дает ему те сюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми. Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и независимым.
Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние ребёнка с синдромом Дауна.
онечном итоге делает его более самостоятельным и независимым.
Свой опыт работы с таким ребенком, мне бы хотелось показать на примере познавательной деятельности. Это игровое занятие, по ознакомлению с окружающим миром. (Приложение 1)
При проведении занятий я ориентируюсь на:
не на возраст, а на уровень развития ребенка.
наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению
собственную мотивацию ребенка
зрительный, слуховой и тактильный анализаторы
обучение в игровой форме
Включать в работу задания, которые ребенок может выполнить самостоятельно.
Использовать одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.
В качестве рекомендаций при использовании моего опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами, я пришла к выводу, что необходимо соблюдать следующие условия, что бы занятие для ребенка было привлекательным:
Самое первое условие- эти занятия должны нравиться вам самим. Если
занятия вас раздражают, вряд ли они понравятся ребенку. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца. Надо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».
использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на развитие и обогащение словаря;(даже если ребенок не говорящий,как в нашем случае)
создавать и стимулировать мотивацию деятельности.
вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
Важно научить ребенка заниматься за столом: рисовать, раскрашивать, лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу. В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. На начальном этапе обучения каждое задание занимало 2-3 минуты, а все занятие — 10-15 минут. По мере взросления ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличена до 5-7 минут, а продолжительность занятия — до 30минут.
В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори»т. кребенок практически не говорит, что бы не оказывать на него очень сильное эмоциональное давление, поскольку такие дети очень ранимы, и он может вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Пусть получается не так хорошо,но делает это он с большим удовольствием, увлеченным игрой, пытается подпевать песенку — потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая.
В работе с Сережей я помогаю активно пользоваться жестами, движениями,звуками,мимикой.
Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство или страх, но в нашем случае,такое происходит очень редко,потому что Сережа очень любознательный и любой вид деятельности у нас проходит очень плодотворно. Ну,а если бывают такие моменты, в этом случае нужно помочь ребенку. Мы можем облегчить заданиеили меняем вид деятельности.
За время работы мы с коллегами достигли не малых результатов :
ребенок полностью адаптировались в дошкольном учреждении
он с удовольствием идет на контакт с детьми и взрослыми, которые его окружают
эмоционально откликается на индивидуальные и групповые занятия.
Частично сформированы навыки самообслуживания, но над этим работаем.
Очень важно отметить, что такие дети оченьмного и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются и мы начинаем свои занятия и обучение практически с нуля.
Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло своирезультаты. В самом начале нашей работы мы много беседовали и постоянно сотрудничаем по сей день с родителями Сережи. И выяснили, что такие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию,которую мы получили от родителей мы нашли методы и подходы к этому ребенку. Сейчас наша работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Мы рассказываем о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.
В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна
В перспективе, в целях развития и коррекции воспитания у детей с синдромом Дауна, я планирую совершенствовать свою работу, использовать в своей работе интернет ресурсы, находить более эффективные (инновационные, а может и нетрадиционные) формы, приемы методы работы с детьми с синдромом Дауна, которые будут востребованы в дальнейшей жизни ребенка.
Ссылка на собственный педагогический опыт
Список литературы.
1. Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
2. Иинтернет – ресурсы :
https://www.tc-sfera.ru/
https://krcppms.ru/center-files/docs/infomat/ProgrDOUnin.pdf
https://educontest.net/ru/1393463/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D1%81-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BC-%D0%B4%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B0-3/
(Приложение 1)
Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим миром для ребенка-инвалида с ОВЗ с особенностями психофизического развития (безречевой)
«Кошка с котенком»
Цель: формировать интерес к совместной деятельности.
Задачи:
Коррекционно - обучающие.
- Учить выбирать предметы определённого цвета (согласно инструкции, размера.
- Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, понимать и выполнять простую инструкцию.
- Учить согласовывать движения с текстом.
Коррекционно – развивающие.
Развивать понимание речи :
- учить находить и соотносить части тела у котёнка и у себя согласно инструкции;
- закреплять навык ведения одностороннего диалога (воспитатель задаёт вопрос, ребёнок жестом «отвечает»).
Развивать активную подражательность речевой деятельности : учить подражать звукам животных.
Развивать внимание, память, зрительные и тактильные ощущения, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие.
Коррекционно – воспитательные.
Формировать навыки социального взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми.
Воспитывать навыки продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
Формировать положительно - эмоциональный настрой.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Доставлять ребёнку радость, удовлетворение от работы.
Оборудование: 2 корзинки (большая и маленькая, игрушки – кошка, котенок, мышка; контейнеры с песком (крупой); клубочки жёлтого и синего цвета, коробочки жёлтого и синего цветов; пальчиковые игрушки из бумаги – «шагающие» котята, листы бумаги с отпечатками лапок; игра «Рыбалка» : плоскостные рыбки большие и маленькие, 2 ведёрка; прищепки с силуэтами котят; для аппликации – шаблон «коврика», нарезанные шерстяные нитки, клей.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно – ориентированная.
Ход занятия.
Организационный момент.
Коммуникативная игра «Приветствие!»
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, Сережа! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой.
Сюрпризный момент.
Упражнение «Кошка»
(Воспитатель приносит 2 корзинки).
Принесла тебе лукошко.
В нём сидит большая кошка.
Шёрстка очень гладкая,
Кошка очень мягкая.
Вот глазки глядят,
Вот ушки торчат,
Вот с усами ротик,
Вот пушистый хвостик,
Вот четыре лапки,
А на них царапки.
( по ходу чтения стихотворения воспитатель спрашивает ребенка: Сережа, покажи, где глазки у кошки? А где у тебя глазки, покажи, где ушки? Это ушки? (добиваться утвердительного звука, жеста) и т. д.).
- Давайте покажем, как ходит кошка. Она идёт тихо, не слышно. Иди за мной.
Сейчас покажем мы немножко, (Ребенок с воспитателем тихо идут на цыпочках)
• ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ, (звукоподражают)
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
- А кошка не одна пришла. Посмотри, в маленькой корзинке спит котенок. Давайте посмотрим, только тихо, чтобы его не разбудить (воспитатель снимает платок с корзинки, корзина пустая). – Где же он? Сережа, где котенок? Нет котенка? (добиваться ответного жеста, звукоподражания). -Убежал котенок. Давайте его поищем.
Игра с песком (гречкой, рисом) (ребенок «погружает» ладошки в песок; находит в песке котенка, рассматривает).
Вопросы воспитателя:
- Кто это? Это котенок? (добиваться утвердительного звука, жеста). Какой котенок? Котеночек маленький. Покажи, какой он маленький (ребенок жестом показывает).
- Посмотрите, какая кошка? Кошка большая? Покажите, какая кошка большая? (жестом показывает).
- Как котенок маму зовут?
Пальчиковая игра «Котенок - шалун»
Котенок мамочку зовет:
- Мяу-мяу, мяу-мяу.
(Ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук).
Он не напился молока:
Мало-мало, мало-мало.
Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:
- Мур - мур - мур, мур - мур - мур.
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком:
- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.
Ритмично потирают кулачок о кулачок.
• с клубочком поиграет.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Игра «Разноцветные клубочки».
- Котенок очень любит играть с клубочками. Играл и рассыпал все клубочки. Давайте поможем их собрать: жёлтые клубочки в жёлтую коробку, синие клубочки – в синюю.
- Молодец, правильно разложили все клубочки по коробкам.
- Ой, а кто это пищит? (звучит аудиозапись голоса мышки). – Правильно, это мышка (показ игрушки – мышки).
Игра «Догоним мышку».
Котенок мышку увидал
И за мышкой побежал.
Ребенок надевает на пальчики котят (из плотной бумаги или фетра пальчиковые игрушки) и «шагают» по «следам» мышат.
Котята идут, песенку поют:
- Как котята поют песенку? (ребёнок звукоподражает голосу котенка)
Мяу – мяу, мышку я поймаю.
Игра «Рыбалка»
Не поймали котшка и котенк мышек и отправились на речку рыбок ловить. Много поймали. Давайте разложим больших рыбок в большое ведро, а маленьких – в маленькое (раскладывают рыб по величине в ведёрки).
Игра «Угощение».
Котенок и его мама проголодались – давай ипокормим их (силуэтное изображение котят на прищепке с двух сторон; нажимаем – кормим (рыбкой).
Продуктивная деятельность.
Аппликация из ниток «Пушистые коврики для кошки и котенка».
Котенок наигрался и очень устал. Давайте сделаем для него коврик, чтобы он со своей мамой кошкой мог отдохнуть (ребенок вместе с воспитателем выполняют работу из ниток).
Коммуникативная игра «Прощание» .
До свидания, до свидания, до свидания, друзья!
Всем ладошкой на прощанье мы помашем, ты и я.
(машут друг другу рукой).
Рефлексия.
- Кто приходил к нам сегодня в гости? (ребенок показывает). – Сережа, покажи, где кошка? а, покажи, где котенок? Какая кошка? Какой котенок? (показывают жестом). Правильно, к нам приходила кошка с котенком. Кошка большая, а котенок маленький. Мы помогли котенку и кошке собрать клубочки. Сережа, покажи, где жёлтые клубочки? а, где синие? Покормили кошку с котенком рыбкой. Сделали для них красивые пушистые коврики.
(Воспитатель предлагает ребенку самостоятельно поиграть с кошкой и котенком).