Татьяна Острейко
Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.
Публикация «Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях интеграции разных видов деятельности. Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деятельности, например, формирование математических представлений.
Специфическая особенность математики, по мнению З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей, к. п. н., заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.
Использование математической терминологии возможно в совершенствовании разных сторон речи детей : словаря, грамматического строя речи, связной речи, в том числе объяснительной (аналитической).
Понятия "низкий - высокий", "узкий - широкий", "длинный - короткий", "вверх-вниз", "вправо-влево", "вперед-назад" применимы на разных этапах работы. На занятиях по ФЭМП используется принцип классификации предметов по одному или нескольким признакам: покажи фигуры только красного цвета, назови все маленькие фигуры; используется согласование числительных и существительных в роде, в числе и падеже, например, задание: покажи 1 яблоко, теперь покажи 2, 3 яблока; "продолжи ряд" 1 роза, две…., три …., пять…; отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счету?», «На каком месте?».
Известно, что сдавливания подушек пальцев стимулируют созревание клеток коры головного мозга и способствуют развитию речи. Можно использовать "Игры с прищепками", «Игры с резиночками", решая сразу несколько задач:
- закрепление понятия о цвете, давая задание - соедини только красные круги или красные и желтые; сделай квадрат, треугольник;
- развитие лексического словаря, наполняя его понятиями (красный, синий, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, большой, маленький, узкий, широкий и др.);
- учим классифицировать и дифференцировать по признакам;
- прививаем навыки логического мышления.
Заучивание стихов, чистоговорок, участие в физминутках, отгадывание загадок в которых присутствуют математические понятия, решение математических задач на занятиях и вне, способствуют закреплению математических представлений и развитию речи. Например, при решении математических задач дети усваивают термины : условие, вопрос, решение, ответ; учатся выстраивать правильные предложения.
Использование приема сравнения в разных практических действиях детей, например: покажи домик низкий, затем домик выше и проговори что ты сделал, переходит в задания с усложнением - выложи справа высокий домик, а слева низкий; выложи справа высокий желтый домик, а слева синий низкий на этом же примере отрабатываются понятия формы фигур. Проговаривание действий является обязательным условием понимания и усвоения словесных конструкций.
Это задания: сложи машину из зеленых квадратов и треугольников; сложи так, чтобы кабина была из красных треугольников, а кузов из желтых квадратов, или сложи кабину из маленьких квадратов, а кузов из больших.
Отвечая на вопросы, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения. Например: "Кукла сидит между зайчиком и собачкой. Кукла сидит выше матрешки, машины и пирамидки". "В лесу дерево выше, чем куст. Цветок ниже куста". В описании сюжетной картинки отвечают на вопросы: "Сколько детей на картинке, посчитай", "Девочка играет с чем? Мячик какой?" и т. д.
Использование игровых методов и приемов формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.
Словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.
Дети правильно отвечают на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения, числительные и математические понятия, умеют правильно объяснить.
Это такие игры как: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находится?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается», «Узнай по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Разложи по полочкам», «Посчитай», «Четвёртый лишний».
Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов, которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимание на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу.
Игра «Посчитай» направлена на закрепление умения правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударения в существительных и числительных. Развивать активный словарь, память, внимание, восприятие.
Игра «Продолжи фразу» используется для развития речи детей, включения в активный словарь
терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы, например: «Если сосна выше, чем береза, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы… (тоньше ствола дуба)». Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок… (круглый, Буратино… (тонкий, дядя Степа… (высокий, гном… (низкий).
Игра «Составь загадку».
Дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.
Игра «Четвёртый лишний».
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные, логические связи. Воспитывать умение точно следовать инструкции, целеустремленность.
Словесные дидактические игры, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.
Еще необходимо сказать про речь педагога.
К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования:
- полная ясность, соответствие речевой динамики возрастным особенностям;
-научность, логическая обоснованность рассуждений;
-соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, союзов);
- литературность (живость, образность изложения);
- четкость, лаконичность.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому правильное использование математических понятий и терминов очень важно в речи педагога.
Но иногда в речи педагога имеются ошибки. Наиболее частыми, являются: употребление математических терминов в уменьшительно - ласкательной форме «кружочки», «треугольнички», «квадратики», «зелененький», «красненький» и т. д. ; употребление понятия «пример» (данного термина нет в математике). Употребление математических терминов в уменьшительно – ласкательной форме искажает формирование представлений у детей о понятиях «круг», «квадрат» и т. д.
Математика предоставляет настоящему педагогу большие возможности для обогащения лексики, не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения речью, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом.
Итак, можно сделать вывод, какие задачи необходимо ставить в разделах ФЭМП при подготовке к школе?
1. Количество и счет. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
2. Величина. Сравнение величин групп предметов. Грамотное построение предложений.
3. Форма. Аналитическая речевая деятельность.
4. Ориентировка в пространстве. Чтение схем, маршрута, карта, план – составление минирассказа.
5. Ориентировка во времени – сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время – связная речь – рассказ из личного опыта.
Список литературы:
1. Антакова-Фомина Л. В. "Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук". – М. : 1997. - с. 210.
2. Новикова В. П. "Математика в детском саду". - М. : Мозаика-Синтез, 2010.- с. 101.
3. Ткаченко Т. А. "Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики", М. : Эксмо,2013. - с. 154.
4. Хризман Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М. : Педагогика, 1991. - с. 109-131.