МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Светлана Сурнина
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познаватель-ной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жиз-недеятельности.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у малень-ких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность эксперимен-тирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятель-ность.

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чув-ство удовлетворения от проделанной работы.

В младшей группе дети определяют свойства материалов (твердость, мягкость, структуру поверхности (гладкая, шероховатая, состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идет дождь, дует ветер, идет снег, классифицируют предметы по весу, величи-не, форме, цвету.

В средней группе определяют цвет, форму, величину, вес предметов, называют из каких материалов сделан предмет (бумага, ткань, металл, стекло, резина, пластмас-са, определяют состояние, сопоставляя со временем года.

В старшей группе дети должны называть свойства, качества, материал, на-значение знакомых и предполагать свойства, качества незнакомых предметов путем обследования, классифицируют предметы по материалу. представление о предметах, облегчающих труд материалу (бра, пылесос, стиральная машина, утюг, определять состояние погоды, время года с уточнением природных явлений (град, дождь, гололед, роса, иней, иметь представление о природных богатствах недр земли (уголь, соль, нефть, минералы, о земном шаре, солнце и его значении.

В подготовительной группе к школе дети должны называть свойства, качества, материал, назначение знакомых и предполагать свойства, качества незнакомых пред-метов путем обследования, классифицировать предметы по материалу, иметь пред-ставление о предметах, облегчающих труд материалу (бра, пылесос, стиральная ма-шина, утюг, определять состояние погоды, время года с уточнением природных яв-лений (град, дождь, гололед, роса, иметь представление о природных богатствах недр земли (уголь, соль, нефть, минералы, о земном шаре, материках, океанах (показ на глобусе, карте, знать о назначении эл. лампочки, магнита, лупы, весов, бинокля).

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально ор-ганизованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добы-вать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь про-цесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную лю-бознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник по-лучает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упо-рядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по мо-дели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок являет-ся не объектом обучения, а субъектом образования.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы дет-ской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерас-тает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то прин-ципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего про-блемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало извест-ный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская дея-тельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом ус-пешного обучения в дальнейшем.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В. А. Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полно-ценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".

Памятка для педагогов

Организация исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:

Учить детей действовать самостоятельно и независимо.

Избегать прямых инструкций.

Не сдерживать инициативу детей.

Не делать за них то, что они могут сделать.

Не спешить с вынесением оценочных суждений.

Помогать детям учиться, управлять процессом усвоения знаний.

Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.

Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информа-цию.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчикового рисования» Цель мастер-класса: - познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчикового рисования»;.

Мастер-класс. Развитие познавательной активности методом проектирования Тема: Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования. Задачи мастер-класса: - Совершенствовать.

План работы по ПДД с детьми в центре развития познавательной активности детей (группа младшего дошкольного возраста) Сентябрь. Целевая прогулка: «Экскурсия по улице». Цель: Знакомство с понятиями «улица», «дорога», уточнить знания о том, где едут машины,.

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы, обеспечить себе своё существование.

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы, обеспечить себе своё существование.

Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах Сохранение и укрепление здоровья ребенка является основной задачей его полноценного развития. Вы знаете, что здоровый, нормально развивающийся.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности. Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность.

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в играх по мотивам фольклорных произведений На современном этапе повышение роли игры в различных сферах жизни и деятельности детей дошкольного возраста является весьма актуальной проблемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2017 в 11:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сурнина (УИ 261355) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД