Светлана Сурнина
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познаватель-ной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жиз-недеятельности.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у малень-ких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность эксперимен-тирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятель-ность.
В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чув-ство удовлетворения от проделанной работы.
В младшей группе дети определяют свойства материалов (твердость, мягкость, структуру поверхности (гладкая, шероховатая, состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идет дождь, дует ветер, идет снег, классифицируют предметы по весу, величи-не, форме, цвету.
В средней группе определяют цвет, форму, величину, вес предметов, называют из каких материалов сделан предмет (бумага, ткань, металл, стекло, резина, пластмас-са, определяют состояние, сопоставляя со временем года.
В старшей группе дети должны называть свойства, качества, материал, на-значение знакомых и предполагать свойства, качества незнакомых предметов путем обследования, классифицируют предметы по материалу. представление о предметах, облегчающих труд материалу (бра, пылесос, стиральная машина, утюг, определять состояние погоды, время года с уточнением природных явлений (град, дождь, гололед, роса, иней, иметь представление о природных богатствах недр земли (уголь, соль, нефть, минералы, о земном шаре, солнце и его значении.
В подготовительной группе к школе дети должны называть свойства, качества, материал, назначение знакомых и предполагать свойства, качества незнакомых пред-метов путем обследования, классифицировать предметы по материалу, иметь пред-ставление о предметах, облегчающих труд материалу (бра, пылесос, стиральная ма-шина, утюг, определять состояние погоды, время года с уточнением природных яв-лений (град, дождь, гололед, роса, иметь представление о природных богатствах недр земли (уголь, соль, нефть, минералы, о земном шаре, материках, океанах (показ на глобусе, карте, знать о назначении эл. лампочки, магнита, лупы, весов, бинокля).
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально ор-ганизованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добы-вать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь про-цесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную лю-бознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник по-лучает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упо-рядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по мо-дели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок являет-ся не объектом обучения, а субъектом образования.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы дет-ской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерас-тает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то прин-ципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего про-блемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало извест-ный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская дея-тельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом ус-пешного обучения в дальнейшем.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В. А. Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полно-ценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".
Памятка для педагогов
Организация исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:
Учить детей действовать самостоятельно и независимо.
Избегать прямых инструкций.
Не сдерживать инициативу детей.
Не делать за них то, что они могут сделать.
Не спешить с вынесением оценочных суждений.
Помогать детям учиться, управлять процессом усвоения знаний.
Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информа-цию.