Татьяна Тараскина
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания
Отчет
по самообразованию за 2016 -2017 учебный год.
Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр математического содержания.
Задачи:
1. Повысить свой теоретический уровень.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Оформить в группе центр «Веселая математика».
Публикация «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
4. Изучить актуальность использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Прививать к детям интерес к знаниям по математике с помощью дидактических игр.
В течение года мной была изучена литература, которую я использовала в работе с детьми.
Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет
В этой программе глубоко посвящено внимание развитию психических процессов. Компоненты данной программы я использовала в работе с детьми по развитию познавательной активности.
Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику : Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет.
Данное математическое пособие раскрывает работу с родителями в области математических представлений, а так же широко раскрыта работа по обучению детей математическим знаниям.
Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ».
В книге широко представлены рекомендации по использованию логических блоков Дьенеша, которые я использовала в работе с детьми для развития интеллектуальных способностей, логико-математического мышления детей.
Новикова, В. П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет.
В пособии предлагается методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста с разными областями математической действительности : с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, количеством, предложенную методику я использовала в своей работе для реализации цели и задач по теме самообразования.
Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. «И учеба и игры : математика».
В пособии представлены дидактические игры и упражнения, включены игровые и занимательные задания по всем разделам программы по математике. Игры интересны по своему содержанию, учат детей рассуждать, развивают логическое мышление. Представленный материал я использовала в работе с детьми.
В течение года изучила педагогический опыт по вопросам развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания :
«Воспитатель ДОУ № 1 – 2016 г.» - Развитие логического мышления в процессе формирования элементарных математических представлений. В изученной статье широко представлен математический материал для развития логического мышления, а так же представлены разнообразные дидактические игры.
«Воспитатель ДОУ № 4 – 2016 г.» - Познавательно-исследовательское развитие детей средней группы в области математики. В этой статье разработан комплект дидактических игр по теме «Геометрические фигуры».
«Воспитатель ДОУ № 2 – 2017 г.» - В этой статье воспитатели составили перспективный план игр по математике на каждый учебный год по всем возрастным группам. Игры представлены от простого к сложному. Данная статья помогла мне в работе по составлению плана в работе с детьми на год.
В ноябре 2016г. принимала участие в вебинаре Издательство «Просвещение» «Познавательное развитие : Математика. Формирование геометрических представлений».
В январе 2017г. принимала участие в вебинаре Издательство «Дрофа» «Развитие пространственных представлений у дошкольников".
В феврале 2017г. принимала участие в вебинаре Издательство «Просвещение» «Познавательное развитие : Математика. Формирование представления о числе и решение задач».
Практические выводы после проработки конкретной темы:
В сентябре провела диагностику математических знаний детей средней группы; приступила к изучению литературы по теме самообразования.
В октябре привлекла родителей к созданию центра «Веселая математика», подготовила памятку: «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста». Провела с детьми дидактические игры на количественные представления: «Какая цифра потерялась?»; «Найди пару». Изготовила дидактическую игру «Веселые цифры».
В ноябре познакомила педагогов с консультацией: «Особенности использования дидактическая игр в формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет». Провела открытый показ НОД «В стране геометрических фигур». Провела для родителей семинар-практикум «Занимательные математические игры с детьми дома». Провела с детьми дидактические игры на сравнение фигур : «Отгадай какая фигура»; «Какая фигура спряталась»; «Составь узор». Изготовила дидактическую игру «Геометрическое лото».
В декабре подготовила для родителей памятку: «Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома». Провела с детьми дидактические игры на сравнение форм : «Формы»; «Чудесный мешочек»; «Составь предмет по форме».
В январе познакомила родителей с консультацией: «Математические игры для детей 4-5 лет». Провела с детьми дидактические игры на сравнение : «Больше, меньше»; «Выложи дорожку по схеме». Изготовила дидактическую игру «Сравни предметы».
В феврале познакомила педагогов с консультацией: «Воспитание познавательной активности дошкольников через формирование элементарных математических представлений». Оформила и разместила в уголок для родителей папку-ширму: «Математика- это интересно». Провела с детьми дидактические игры на ориентировка во времени: «Составь картинку»; «Дни недели». Изготовила дидактическую игру «Когда это бывает».
В марте провела с родителями консультацию: «Развитие математических способностей у дошкольников!». Познакомилась с методическими рекомендациями в периодической печати. Провела с детьми дидактические игры на сравнение предметов по различным признакам: «Что здесь лишнее?»; «Что поменялось».
В апреле разместила в уголок для родителей папку-ширму: «Математика в жизни ребенка». Провела с детьми дидактические игры на логическое мышление: «Логические блоки Дьенеша», Палочками Кюизенера».
В мае познакомила родителей с консультацией: «Дома играем, математику изучаем». Провела итоговую диагностику математических знаний детей средней группы. Подготовила отчет о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы :
1. Консультации для педагогов: «Особенности использования дидактическая игр в формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет»; «Воспитание познавательной активности дошкольников через формирование математических представлений».
2. Оформление для родителей папки-ширмы: «Математика - это интересно»; «Математика в повседневной жизни ребенка 4-5 лет».
3. Консультация для родителей: «Математические игры для детей 4-5 лет»; «Развитие математических способностей у дошкольников!»; «Дома играем- математику изучаем».
4. Памятка для родителей: «Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»; «Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения дома».
5. Семинар-практикум для родителей : «Занимательные математические игры с детьми дома».
6. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Тесное творческое сотрудничество с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ позволило пополнить методическую базу по теме самообразования, подготовить отчет о проделанной работе за учебный год, получить высокую оценку коллег.
Вывод:
Проанализировав результаты своей работы по теме: «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания», можно сделать вывод, что использование дидактических игр математического содержания способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления, дальнейшее использование их в работе с детьми даст положительный результат.