инна попова
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе
опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.»
Попова Инна Валентиновна,
воспитатель
Информация о педагоге
Попова Инна Валентиновна, 21 ноября 1983 года рождения
Образование высшее,Мариупольский Государственный университет, 2016 год.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Место работы Дошкольное образовательное учреждение №5 «Красная шапочка» г. Харцызска Донецкой Народной Республики, воспитатель
Педагогический стаж 4 года.
Стаж работы на должности 4 года.
Профессия по диплому специальность «Дошкольное образование», квалификация «организатор дошкольного образования», «воспитатель детей дошкольного возраста», «логопед дошкольного учреждения».
Дата, форма и результаты предыдущей аттестации ранее не аттестовалась.
На какую категорию и звание претендует «специалист второй категории».
Какую категорию и звание имеет 9 тарифный разряд.
Самоанализ педагога по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О. В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением", О. А. "Ознакомление с природой".
КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ
Цели и задачи моей работы
Цели: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:
1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Развивать представление об основных физических явлениях.
3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности использую следующие методы и приемы:
-беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения.
- -моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Использую в своей работе такой алгоритм проведения экспериментирования.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Структура организации экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Дидактический материал и техническое оснащение
Основное оборудование:
• Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
• разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
• разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
• технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т. п.);
• разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);
• медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);
• прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т. д.).
Дополнительное оборудование:
• специальную одежду (халаты, головные уборы);
• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
• карточки-схемы проведения эксперимента;
• индивидуальные дневники экспериментов;
• правила работы с материалом.
Взаимодействие с родителями
• Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
• Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
• Совместная деятельность.
Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т. е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.
Поэтому родители являются непосредственными участниками. Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.
Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
Свою работу я строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
• - живая природа;
• - неживая природа;
• - человек.
• Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
• При выборе темы мною были соблюдены следующие правила:
• 1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
• 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
• 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В условиях детского сада использую только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
С детьми проводились беседы на тему: "Необходимости и интереса к исследовательской деятельности", об экспериментирования с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам :
"Можно ли пить талую воду" - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
"Хитрые семена" - познакомила со способами проращивания семян.
"Ходит капелька по кругу" - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
"Узнай все о себе, воздушный шарик" - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь межд материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.
"В мире стекла" - помогла детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
"В мире пластмассы" - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
"Дерево умеет плавать" - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
"Сравнение стекла и пластмассы" - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
"Волшебная вода" - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная. Лед - это вода, пар - это вода0.
"Ткань и ее свойства" - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывающие влагу).
"Воздух невидимка" - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.
В своей работе создавала образовательные ситуации:
"Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.
"На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской дятельности использовала дидактические игры:
"Подбери материал для названного предмета", "Оглянись вокруг", "Расскажи о предмете", "Отгадай материал", "Где спрятался воздух", "Что из чего будет".
В результате НОД и опытов-экспериментов :
ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
познакомились с явлениями природы;
получили представление о круговороте воды в природе;
уточнили знания о воде, о ее состояниях;
познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;
познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет", О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, А. Ю. Кузина, С. Е. Анфисова, Л. В. Бадул "Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;
повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.