Наталья Скокова
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Скокова Н. В.
Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование - почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В какой - то степени даже стать первооткрывателем.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Во время опытно -экспериментальной деятельности ребенок развивается всесторонне, затрагиваются все виды деятельности. Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей.
Опытно- экспериментальная деятельность помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Эксперимент -подразумевает открытие чего-то нового. Призван подтвердить гипотезу.
Опыт-это определённые действия, которые можно проводить для наглядности и практики знаний.
Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ином направлении.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей. Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру.
Во время опытно- экспериментальной деятельности ребёнок старшего дошкольного возраста приобретает приобретает следующий ряд навыков данной деятельности :
умение видеть и выделять проблему
принимать и ставить цель
решать проблемы, анализировать объект или явление
выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты
выдвигать гипотезы и предположения
отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности
осуществлять эксперимент
делать выводы
фиксировать этапы действий и результаты графически.
Формирование и развитие данных навыков требует систематической и целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.
В работе с детьми экспериментальную деятельность можно условно разделить на виды:
- активность исходит от самого ребенка (ребенок сам ставит цели, пути и способы их достижения;
- организует сам взрослый (цели ставит взрослый, обучая ребенка способам действия).
Это может проходить в виде НОД по экологическому воспитанию и окружающему миру, так и являться частью любого другого занятия или даже служить «сюрпризным» моментом.
В группе организован опытно-экспериментальный уголок, разработаны дидактические игры познавательного характера, подобран методический материал для проведения опытов, а так же перед проведением опытов педагог напоминает детям правила техники безопасности.
Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов.
В своей работе в опытно-экспериментальной деятельности я использую и взаимосвязь с родителями: консультации, подбор опытов и экспериментов в домашних условиях, даю необходимые рекомендации. Ведь такая совместная деятельность детей и родителей сближает, делает нескучным время провождение выходных, а так же развивает интерес к окружающему миру, наблюдательность, обогащает словарный запас и доставляет радость.
Есть китайская народная мудрость:
«То, что я услышал…забыл
То, что я увидел…. я помню
То, что я сделал…. я знаю».
Т. е., знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и нужнее тех, что получены репродуктивным путем.
Предлагаю познакомиться с некоторыми видами опытов.
Опыт с воздухом «Сухим из воды». Цель: определить, что воздух занимает место.
Опыт «Извержение вулкана».
Цель: расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.
Опыт «Свойства соли». Цель: систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Опыт с водой «Тонет-не тонет». Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)
Опыт «Поможем воде стать чистой» Цель: развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.