Светлана Галыгина
Консультация для педагогов «Проблемы развития речи в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст - это очень важный возраст ребёнка. В этот период идёт подготовка к школе[4]. Возраст этот 5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это так же значимый период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. В этот период очень важно для подготовки к школе овладение всеми звуками[1].
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от трех тысяч пятисот слов до семи тысяч слов у детей старшего дошкольного возраста, это на сегодняшний день норма. То есть, ребёнок может придумать рассказ и даже пересказать услышанный ранее. Активно использует обобщающие слова, причастный и деепричастный оборот. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи[2]. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Наиболее яркой характеристикой речи детей 6-го года является активное освоение разных типов текстов.
Своевременное и правильное освоение речи - это одно из важных условий полноценного психического развития : дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и так далее[3]. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения ребенка с окружающими, нередко накладывая тяжё лый отпечаток на его характер: дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, раздражительными[4].
Развитие речи старших дошкольников идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления[4]. Определяя критерии базового уровня речевого развития, которого ребенок должен достичь в дошкольном детстве, следует выделить:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;
- умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;
- элементарные умения чтения и письма.
Достаточный уровень развития речи дошкольников понимается как длительный процесс накопления словарного запаса, освоения социально за- крепленных значений слов и формирование умения использовать их в условиях общения. Мы все прекрасно понимаем значение лексикона в овладении языком. Если его мало, то связно изъясняться на нем невозможно
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. Таким образом, речь это - могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся управляемыми.
Речь - это психический процесс обобщенного отражения действительности, форма существования сознания человека, служащая средством общения и мышления. Ребенок усваивает язык, овладевает речью в результате социального опыта общения и обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания.
Список использованных источников:
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина; Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. Заведен - М. : Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.
2. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста /И. О. Болотова. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.
3. Назарова Д. Ж., Н. А. Хамроева, Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста, Вестник магистратуры. 2020. – 3с.
4. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.