Елена Матвейкина
Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в старшей возрастной группе посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные организации в результате внедрения нового ФГОС уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка дошкольного возраста, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Публикация «Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в старшей возрастной группе посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между способами решения познавательных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Маленький ребенок, только начинающий ползать или ходить все хватает руками, тащит в рот, чтобы попробовать на зуб, т. е. он занимается активным познанием окружающего мира. Любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Проблемы проекта
Вытекают из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практике.
Идея проекта
Использовать метод проекта, как систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, направленную на развитие познавательных способностей детей.
Цель проекта
Развитие познавательных способностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраст по средствам проектной деятельности.
Объект
Процесс развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет
Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через проектную деятельность.
Задачи проекта
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по истории возникновения проектного метода.
2. Дать понятие о методе проекте, особенностях его реализации.
3. Расширить представление родителей о методе проектов для детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать метод проекта как средства повышения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Подобрать диагностический материал для выявления уровня познавательных способностей детей.
6. Проанализировать результаты апробации метода проектной деятельности в процессе развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Проектная гипотеза
В дошкольном учреждении необходимо организовать учебно-воспитательный процесс и предметно – развивающую среду с учётом выявления и развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях индивидуальной траектории развития. Что предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности воспитанника. Способствует активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи. Таким образом, будут достигнуты высокие результаты в интеллектуальном развитии дошкольников с проблемами в развитии, и их успешная адаптация и обучение в школе.
2. Содержание реализации проекта
Для реализации проекта использовали следующие формы работы по проектной деятельности :
организованная образовательная деятельность;
совместная деятельность воспитателя с ребенком;
совместная деятельность воспитанника с родителем;
самостоятельная деятельность детей;
развлечения;
наблюдения в природе;
рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
беседы по теме эксперимента;
целевые прогулки; экскурсии.
Этапы и сроки осуществления проекта
I этап – подготовительный
I этап – основной
III этап – итоговый
№
п/п Формы работы Содержание Сроки Ответственные
I этап – подготовительный этап
1 1.1. Выявление уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
1.2. Подбор и изучение научной и методической литературы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
1.3. Разработка плана воспитательно – образовательной работы в рамках проекта.
1.4. Организация и пополнение предметно – пространственной развивающей среды группы и ДОО. Проведение мониторинга познавательного развития с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Определение актуальности, проблемы, цели, постановка задач.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
Создание условий для познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности детей Июль Сентябрь
2018г. Воспитатели
II этап - основной
2 2.1. Реализация перспективного плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей.
1. Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность.
Дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видео презентаций, мультфильмов.
2. Работа совместно с родителями: Привлечение родителей к совместной проектной деятельности.
Проведение родительского собрания «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, консультаций, рекомендаций на сайте ДОО.
Разработка рекомендаций и алгоритмов выполнения трудовых действий для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Сентябрь 2018г. -
Май 2019г. Воспитатели
III этап - заключительный
3. 3.1. Мониторинг
3.2. Подведение итогов
3.3. Определение перспектив 1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.
2. Провести анализ полученных результатов.
Определить эффективность проведённой работы.
Обобщить результаты деятельности на педагогическом совете, разместить итоги работы на сайте ДОО и педагогических порталах, оформить статью в газете «Сказка для взрослых».
Презентация проекта.
Принять участие в конкурсах по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников : на уровне ДОО и в окружном конкурсе «Я исследователь». Май
2019г.
Ноябрь
Февраль 2019г. Воспитатели
3. Ожидаемые результаты:
1. созданы условия для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами проектной деятельности;
2. дети проявляют устойчивый познавательный интерес, возрос уровень задаваемых вопросов;
3. дети под руководством педагога планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями;
4. проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. в диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности, делает выводы, фиксируют результаты разными способами;
6. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Критерии оценки проекта
1. Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ мотивированы к участию в проектной деятельности.
2. Родители заинтересованы в проектной деятельности своих детей.
3. Педагогами освоен метод проектной деятельности, направленной на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Критерием результативности опыта по использованию метода проектной деятельности в развитии познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья является исходный и итоговый мониторинг. Результаты обследования свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность выбранного подхода к организации деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе как средства развития познавательных интересов и личностной сферы ребенка.
Литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От Рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М., Мозаика-Синтез 2014.
2. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Допущено Министерством образования РФ. Книга первая. М., «Школьная Пресса», 2004.
3. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие. Под ред. Т. Г. Неретиной, М., Баласс. - Издательство Дом РАО, 2004.
4. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.№ 1
5. Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.
7. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М. 2012 г. -120 с.
8. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М. : Знание, 1994.
9. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л. Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 7
10. Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание. - 2007 №3 – С. 81
11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2006. –96 с