Светлана Бойко
Развитие познавательной активности дошкольников с задержкой психического развития посредством Тико-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Дети – дошкольники большую часть времени проводят в детском саду. В этом возрасте они очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Чтобы познать окружающий мир дети играют, рисуют, лепят, конструируют, поют и танцуют. Но больше всего им нравиться творить, фантазировать, играть.
Влияние конструирования на развитие ребенка немаловажно. Данный вид предметной деятельности развивает мышление, мелкую моторику, воображение, формирует процессы в эмоционально-волевой сфере. Ребенок учится преобразовывать окружающий мир, выражать свои эмоции, отношение к различным явлениям, создавать свои собственные модели предметов.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников с задержкой психического развития посредством Тико-конструирования» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тико-конструктор
- Темочки
В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.
На сегодняшний день сделать детей ОВЗ более приспособленными к обучению в школе помогает такая инновационная разработка, как конструкторы ТИКО – методика, ТИКО-моделирования. «ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В составе «ТИКО» различные многоугольники разных цветов, квадраты с цифрами, знаками действий, буквами и т. д., изготовленные из износостойкого гигиенически безопасного пластика. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
В игре с конструктором ТИКО ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники, квадраты, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, малышу открывается мир призм, пирамид. Система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Через практическую деятельность с конструкторами ТИКО дети знакомятся с плоскостным и объемным моделированием. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.
ТИКО развивает интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять.
Творческие умения – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым, развивая творческое мышление.
Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным
ТИКО - конструированием, в процессе работы активно общаются, называют детали, ориентируются в свойствах, сравнивают по признакам, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы.
Следовательно, применение ТИКО методики даст возможность создать условия, необходимые для эффективного обучения детей с особыми образовательными возможностями не только в дошкольном учреждении, но и организовать совместную игровую деятельность с родителями дома.