Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности» Собенниковой О. Ю.

Ольга Собенникова
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности» Собенниковой О. Ю.
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области "Познавательное развитие" одним из направлений выделена познавательно-исследовательская деятельность.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности“ Собенниковой О, Ю,» размещена в разделах

Реализация ее обеспечивается за счет таких форм работы как : экспериментирование, исследование, коллекционирование, проектирование. Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС дошкольного образования: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.

Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме…

Целью моей работы стало : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- создавать предпосылки формирования практических и умственных действий;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

В своей работе с детьми придерживалась следующих принципов:

1. Принцип научности (подкрепление научно-обоснованными и практически апробированными методиками)

2. Принцип доступности (построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми)

3. Принцип систематичности и последовательности (единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач)

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию).

5. Принцип активного обучения (организация такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач).

Для формирования интереса к исследовательской деятельности в группе создала уголок экспериментирования – «Лаборатория Почемучки». Хозяйкой лаборатории является озорная девочка Почемучка, она участвует в «экспериментах», приносит интересные вещи юным исследователям. Для развёртывания деятельности собраны различные материалы для исследований: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Здесь же находятся дневники наблюдений, познавательная литература и различные макеты.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности и любознательности, а также для облегчения подведения результатов использую такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модели обследования предмета. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов разработаны правила работы в «лаборатории».

Для развития у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения я создала картотеку опытов и наблюдений, составила перспективный план работы, разработала конспекты непосредственной образовательной деятельности.

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей, считаю, художественно-продуктивную деятельность, а именно использование нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойства, состав, возможности.

В развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении рассказов по картинкам и игрушкам использую решение проблемных ситуаций.

В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику, в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.

Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Исследовательская деятельность продолжается и на прогулочном участке. Мы наблюдаем за природой, выясняем, какие условия необходимы для роста растений, играем с сырым и сухим песком и при этом выделяем его свойства. Выясняем, где быстрее растает снежинка - на рукавичке или на ладошке, как сделать разноцветные льдинки, и почему вода не замерзла в бутылке под снегом. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставлю поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.

В рамках трудовой деятельности проводится по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. Опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, беседую с детьми о защитных свойствах снега; осенью - выясняем, как влияет погода на интенсивность листопада, а во время уборки листвы - почему листья шуршат, а иногда нет.

Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Для просвещения родителей проводятся консультации, практические занятия, распространяю буклеты, памятки, совместно издаем энциклопедии, фотоальбомы. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендую родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Постепенно, шаг за шагом, я добиваюсь результатов. Мои дети умеют многое: совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования» Доклад. Автор: Пельменёва Альбина Валентиновна воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N89.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работыЭкспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно .

Памятка для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. Несколько советов для родителей по.

План работы МБДОУ по поисково-исследовательской деятельности Содержание работы Календарные события Дата проведения Возрастные группы Профилактические беседы с детьми «Доброта-дорога миру», «Что такое.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Эксперименты мы можем проводить не только в детском саду,.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одним из эффективных методов работы.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностейРазвитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностей В начале учебного года мной проводился мониторинг детей группы № 9. Анализ результатов педагогических исследований на данном этапе, показал,.

Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» развитие познавательнко-исслед. деятельности. pptx Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности» Собенниковой О. Ю.
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 14:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности» Собенниковой О. Ю.» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Собенникова (УИ 1545312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД