Ольга Собенникова
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности» Собенниковой О. Ю.
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области "Познавательное развитие" одним из направлений выделена познавательно-исследовательская деятельность.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности“ Собенниковой О, Ю,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Реализация ее обеспечивается за счет таких форм работы как : экспериментирование, исследование, коллекционирование, проектирование. Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС дошкольного образования: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.
Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме…
Целью моей работы стало : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- создавать предпосылки формирования практических и умственных действий;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
В своей работе с детьми придерживалась следующих принципов:
1. Принцип научности (подкрепление научно-обоснованными и практически апробированными методиками)
2. Принцип доступности (построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми)
3. Принцип систематичности и последовательности (единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач)
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию).
5. Принцип активного обучения (организация такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач).
Для формирования интереса к исследовательской деятельности в группе создала уголок экспериментирования – «Лаборатория Почемучки». Хозяйкой лаборатории является озорная девочка Почемучка, она участвует в «экспериментах», приносит интересные вещи юным исследователям. Для развёртывания деятельности собраны различные материалы для исследований: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Здесь же находятся дневники наблюдений, познавательная литература и различные макеты.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности и любознательности, а также для облегчения подведения результатов использую такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модели обследования предмета. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов разработаны правила работы в «лаборатории».
Для развития у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения я создала картотеку опытов и наблюдений, составила перспективный план работы, разработала конспекты непосредственной образовательной деятельности.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей, считаю, художественно-продуктивную деятельность, а именно использование нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойства, состав, возможности.
В развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении рассказов по картинкам и игрушкам использую решение проблемных ситуаций.
В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику, в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.
Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Исследовательская деятельность продолжается и на прогулочном участке. Мы наблюдаем за природой, выясняем, какие условия необходимы для роста растений, играем с сырым и сухим песком и при этом выделяем его свойства. Выясняем, где быстрее растает снежинка - на рукавичке или на ладошке, как сделать разноцветные льдинки, и почему вода не замерзла в бутылке под снегом. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставлю поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.
В рамках трудовой деятельности проводится по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. Опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, беседую с детьми о защитных свойствах снега; осенью - выясняем, как влияет погода на интенсивность листопада, а во время уборки листвы - почему листья шуршат, а иногда нет.
Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Для просвещения родителей проводятся консультации, практические занятия, распространяю буклеты, памятки, совместно издаем энциклопедии, фотоальбомы. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендую родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Постепенно, шаг за шагом, я добиваюсь результатов. Мои дети умеют многое: совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!