Людмила Хабибулина
Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Хабибулина Людмила Дмитриевна
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно -ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Публикация «Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного воздействия. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Я считаю, что именно с раннего возраста необходимо развивать у детей поисково-исследовательскую деятельность. В этом нам помогает метод проектов.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало. Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно - манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно - развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Поэтому в практике своей деятельности по развитию познавательной активности детей 2-3 лет я использую проектную деятельность.
Проектная деятельность у детей 2-3 лет развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта у малыша не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. В связи с возрастными особенностями детей данного возраста, считаю, что лучше всего проводить краткосрочные проекты. Так как память детей раннего возраста недостаточно развита, для того, чтобы накапливать и долгое время удерживать большой объём информации.
Мной были разработаны и реализованы краткосрочные проекты :
«Снег на ладошках». В ходе данного проекта дети всесторонне исследовали снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассматривали его, трогали, нюхали, лепили снеговика, различные формочки, во время прогулки послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами); были проведены речевые и подвижные игры: «Снежинки», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Где снежинка?»; дети познакомились с новыми художественными произведениями З. Александрова «Снежок», А. Барто «Снег», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка», С. Высотская «Снежный кролик».
«Водичка, водичка….». Целью данного проекта было дать малышам элементарные представления о свойствах воды через различные виды деятельности; о значении воды для поддержания чистоты. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей раннего возраста.
«Ладушки, ладушки». Целью проекта было создание благоприятных условий для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи).
Более подробно хочу представить вашему вниманию краткосрочный проект с детьми раннего возраста «Курочка Рябушечка»
Тема проекта : «Курочка Рябушечка».
Участники: воспитанники (2-3 года, педагоги, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Актуальность: Курочка Ряба – один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства, изображение петушков и курочек, наблюдение за их поведением сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес даже при работе с детьми раннего возраста.
Цель проекта : Расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними птицами на примере курочки, со сказками о ней, потешками, песнями, играми, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к птицам.
Задачи проекта :
-формировать у детей представление о курочке, петушке, цыплёнке (внешний вид, особенности образа жизни);
-Развивать эмоциональный отклик на литературные произведения (стихи, сказки, потешки);
-Формировать у детей интерес к художественному творчеству (рисование, лепка);
-Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление : учит сравнивать, анализировать;
-Формировать активную жизненную позицию;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ресурсное обеспечение: художественная и познавательная литература; познавательные журналы, художественные произведения искусства, интернет-ресурсы.
Формы и методы работы над проектом :
- наблюдение
- создание игровых ситуаций с использованием игрушек и литературных персонажей
- беседы
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников
- прослушивание аудиозаписей с голосами домашних птиц
- специально организованные занятия
- театрализованная деятельность
- продуктивная деятельность
- выставка детских работ
- оформление детских книг
Работа с родителями:
- проведение «Круглого стола» с родителями
- привлечение родителей в участии подбора наглядно-развивающих пособий
- подбор книг для групповой библиотеки
- рекомендации по домашнему чтению
- беседы и консультации
- просмотр телепередач о домашних птицах
- подбор материала для мини-музея
-постановка сказки - «Курочка Ряба»
1 этап. Подготовительный
- Изучение уровня представлений детей по теме.
-Определение цели и задач проекта.
-Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта
- Информационно-методическое обеспечение:
подбор методической литературы.
подбор художественной литературы.
изготовление развивающих пособий, игр.
разработка конспектов.
2 этап. Содержание проекта
Вид деятельности : познавательная
Название темы:
«Где живут домашние птицы».
«Рассказ по серии сюжетных картинок».
«Что кушают курочки». «Цыплёнок из яйца». «Еда для курочки».
Задачи: Расширить знания детей о домашних птицах, на примере курочки. Познакомить с домашними птицами. Дать представление об особенностях их жизни, питании. Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие. Развивать логическое мышление, любознательность. Воспитывать гуманное отношение к миру птиц. Развивать слуховое внимания, зрительное восприятие, память, логическое мышление, воображение.
Чтение художественной литературы
Чтение энциклопедической и художественной литературы: К. Чуковский «Цыплёнок», русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказ Е. Чарушина «Курочка». Разгадывание загадок о курочке и петушке. Прослушивание аудиодисков. Рассматривание иллюстрации «Дети кормят курицу и цыплят».
Познакомить детей с произведениями о курочке разных авторов. Показать детям выразительное чтение.
Беседа «Семья курочки Рябушечки»
Продолжать активизировать познавательные способности детей, развивать интерес к жизни домашних птиц. Познакомить с удивительными и интересными фактами из жизни домашних птиц. Воспитывать доброе и бережное отношение к домашним птицам.
Совместная деятельность
Чтение стихотворений о курочке и петушке.
Рассматривание альбомов и фотографий.
Отгадывание загадок. Рисование кистью «Зёрнышки для курочки Рябы». Лепка из пластилина «Яички»
Учить детей внимательно слушать стихотворения о домашних птицах. Активизировать словарь по теме птицы. Развивать у детей умение разгадывать загадки. Закрепить знания детей о курочке и петушке.
Развивающие игры «Расставь цыплят по росту», «Длинные и короткие червячки», «Подари Петушку перышки», «Курочка Ряба», «Домашние птицы»
Закрепить знания детей о курочке и её семье.
Различать курочку, петушка, цыплёнка по внешнему виду. Закрепить знания детей о том, где живут птицы развивать память, мышление.
Музыкально-художественная деятельность
Музыкально-ритмическое упражнение «Цып-цып, мои цыплятки»; музыкально-танцевальное упражнение «Танец цыплят».
Обогащать музыкальные впечатления детей. Развивать у детей слуховое внимание, музыкальность, ловкость, быстроту, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.
Организация тематической выставки в книжном уголке
Привлечь внимание детей к книгам о курочке и петушке. Развивать любознательность, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Консультация для родителей Беседа «организация мини - музея «Курочка Рябушечка»»
Познакомить родителей с проектом «Курочка Рябушечка». Обсуждение участия родителей в проекте.
Двигательная активность
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Петушок», «Цыплята и кот».
Закрепить знание детей о домашних птицах. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Совместная деятельность с родителями
«Это важно и интересно»
Сбор интересной информации о домашних птицах. Помощь в организации книжной выставки, мини- музея.
3 этап. Итоговый
Мероприятия:
1. Выставка детских работ
2. открытие мини-музея «Курочка-Рябушечка»
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы: повысился уровень знаний по заданной теме, в группе создана необходимая развивающая среда, у родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем совместно с детьми.